Презентация по биологии на тему Сцепленное наследование ( 10 класс)


Презентация к уроку биологии в 10 классе.Тема: «Сцепленное наследование. Закон Моргана». Учитель биологии МКОУ СОШ с. КарджинВеличко Л.М. Тема урока: «Сцепленное наследование. Закон Моргана»Эпиграф: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» Цель урока: изучение явления сцепленного наследованияЗадачи урока:формирование знаний о локализации генов в хромосомах.раскрытие сущности явления сцепленного наследования – закона Т. Моргана.понимание причины нарушения сцепления генов. Задача 1:При скрещивании самки мухи дрозофилы с серым телом и длинным крылом с самцом с темным телом и коротким крылом в первом поколении все потомство оказалось серотелым и длиннокрылым. О чем говорит полученный результат и какой закон имеет место? Задача2:Какого расщепления следует ожидать при скрещивании самки дрозофилы, являющейся гибридом первого поколения с резессивным по обоим признакам самцом? Проблема: На самом деле учеными был получен совсем другой результат. Расщепление: 41,5 : 8,5 : 8,5 : 41,5Почему не наблюдалось равного 25% расщепления? Томас Хант Морган Американский биолог, один из основоположников генетики. Родился 25 сентября 1866г. в Лексингстоне. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1933 года «за открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности». Томас Морган и его ученики обосновали хромосомную теорию наследственности Объект исследованияМуха дрозофила♀♂ Генетические достоинства дрозофилы:Контрастные признакиПлодовитаНеприхотлива4 пары хромосом Эксперимент Т. Моргана плодовая мушка дрозофила диплоидный набор = 8 хромосом А – серое тело а – тёмное тело В – нормальные крылья в – рудиментарные крыльяРХGF1 АаВа аавв АВ ав ав АаВв ааввВывод: Гены признаков А и В находятся в одной хромосоме♂♀

«Гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуется сцеплено» Закон Т. Моргана Сцепленные гены – это гены, расположенные в одной хромосоме и наследующиеся совместно.Локус – это участок хромосомы, в котором расположен данный ген. РХF1GАаВа аавв АВ Ав аВ ав ав АаВв Аавв ааВв аавв 41,5% 8,5% 8,5% 41,5% Нарушение сцепленного наследования♂♀

Кроссинговер – обмен участками меж-ду гомологичными хро-мосомами в момент их временного сближения, т.е. конъюгацииА а А а А а АВ ав Ав аВ кроссинговер в В в В в ВГаметы: Хромосомная теория наследственности1. Признаки организма формируются под влиянием генов. Ген – единица наследственной информации.2. Гены расположены в хромосомах линейно. Каждый ген занимает определенный локус. Гены, занимающие одинаковые локусы в гомологичных хромосомах называются аллельными. Хромосомная теория наследственности3. Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются сцепленно (закон Моргана). Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом4. Новые комбинации генов образуются в результате кроссинговера Хромосомная теория наследственности5. Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами: чем дальше расположены гены, тем чаще между ними происходит кроссинговер Единица измерения расстояния между генами – МОРГАНИДА (М)1 М = 1% сross Проверка знаний:Задача:для 1-й группыпри скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветов и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2. Проверка знаний:Задача для 2-й группы У кур признак раннего оперения (а) доминирует над признаком позднего оперения (а), а рябое оперение (В) – над черным (b). Гены В и А сцеплены и показывают 20% кроссинговера. Скрещивается гомозиготная рано оперившаяся черная курица с дигетерозиготным петухом. Какое потомство получится при скрещивании? Домашнее задание:Выучить §9.3 стр. уметь отвечать на вопросы после параграфа.Решить задачи 1.2.5