Презентация по литературе для 8 класса на тему: Сатирикон. Писатели улыбаются.


«Сатирикон». Писатели улыбаются. Цели и задачи урока познакомиться с журналом «Сатирикон» как явлением литературы 20 века; закрепить знания по теории литературы; формировать умения по анализу сатирического текста; формировать умение работать с дополнительной информацией, выбирая главное; воспитывать чувство юмора. Виды смеха и их отличия.СатираЮморИрония СарказмГротеск Юмор Весёлый, добрый смех, помогает человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Юмор, в отличие от иронии, сатиры и прочих злых насмешек, конструктивен и идёт в пользу человеку однозначно. Хотя, в настоящее время под словом «юмор» подразумевается не только юмор в прямом смысле слова, но и всё, что вызывает смех. Юмор – это то, что смешно и не наводит на расстройство. Ирония Улыбка над сложностями или недостатками, но добрая и не унижающая. Иными словами, тонкая насмешка над какой-либо проблемой, вызывающая улыбку. Но всё-таки ирония – это не к добру, поскольку антипод иронии – это радость и восхищение. Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст. но всё же! Ирония – хоть это и злая насмешка, но всё-таки и она тоже конструктивна и мотивирует на успех. СатираПроизведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Иными словами, злая насмешка в литературе, а также в виде карикатуры, обычно над пороком общества или же какого-либо явления. Пример: насмешка над катастрофой, в которой пострадали люди. Иногда сатира проявляется даже над гибелью людей… А вообще сатира – это любое унизительное обличение явлений при помощи различных неблагоприятных насмешек вроде: иронии, сарказма, пародии, гротеска и др. То есть сатирой можно называть и сарказм, и иронию и всё, что не к добру. Сарказм Это когда язвительно говорят одно, а подразумевают другое. Обычно насмешка или замечание над недостатком одного только человека, предмета человека или какого-либо явления, не имеющая никаких обид или сочувствия, действующая кому-либо специально на зло. Злая ирония. Предмет бессовестного и бессердечного человека. Как и сатира, сарказм – это едкая и издевательская насмешка. Кощунство Тот же самый сарказм, только в этом случае он идёт против церкви, божьей веры и всего святого. ГротескКак и сатира, обычно является произведением искусства. В отличие от сатиры, гротеск – это нереалистичное преувеличение, смесь реального и фантастического, создающая абсурдные ситуации, комические несоответствия, противоречащие здравому смыслу. Другими словами, чистое нарушение правдоподобия.Гротеск отличается тем, что смешное в нём не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Гротеск – это совмещение реального и нереального, смешного и ужасного, прекрасного и безобразного… Хотя, глядя на вышеописанное, слово «гротеск» в реальной жизни практически не используется. «Сатирикон» — русский еженедельный сатирический журналИстория журнала. ИменаКараваева М.А., учитель русского языка и литературы МБОУ "Гимназия № 27" имени Героя Советского Союза В.Е. Смирнова" г. Барнаула Возник в недрах старого русского юмористического журнала «Стрекоза» (1875—1918)Издавался в Петербурге с 1908 по 1913 г. Название — в честь античного романаВ 1913—1918 годах выходил журнал «Новый Сатирикон». После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграцииС.В.Чехонин. Заставка. Журнал «Сатирикон». 1913Илюстрации из журнала"Новый Сатирикон"Карикатура из журнала "Сатирикон". Тайна переписки Журнал "Сатирикон" был той отдушиной, которой всегда не хватает при режиме в том, старом смысле этого слова. Режим был царский, жилось так себе, а персонажей и сюжетов для высмеивания хватало с избытком. Так и возник "Сатирикон" - язвительный и насмешливый журнал, возглавленный Аркадием АверченкоЧитатель быстро оценил все то, что пытались донести до него сатирики. Вся Россия зачитывалась рассказами, стихотворениями, юморесками, эпиграммами и пародиями, которые дополняли блестящие карикатуры, шаржи и рисункиВ "Сатириконе" с большим успехом сотрудничали литераторы, которые до этого не были замечены в юмористической деятельности: Леонид Андреев, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Илья Эренбург, Александр Куприн «Сатирикон»Издатель –Коренфильд М. Г., редактор Радаков А. А., затем, с №9, А. Т. Аверченко. Задача: моральное исправление общества с помощью сатиры в годы Реакции. «Вся Россия больна» – требуется лечение. Рецепты просты: Больше вина, больше смеха, здоровой еды,чтобы обыватели жили, а не боролись.(«Рассказы для выздоравливающих» А. Т. Аверченко)  «Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный, ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием» В первом номере журнала редакция обращалась к читателю: Журнал сочетал как политическую сатиру (направленную, например, против внешней политики Германии до и во время Первой мировой войны, против черносотенцев, а после октября 1917 года — против большевиков), так и безобидную юмористику
Избранные карикатуры прошлых номеров Избранные карикатуры прошлых номеровРе-ми «Бескорыстный» Избранные карикатуры прошлых номеров Избранные карикатуры прошлых номеров ПисателиСаша Чёрный ТэффиА. С. БуховО. ДымовЯ. ГординВ. Л. Азов О. Л. Д’Ор А. Яблоновский С. ГородецкийИ. Вышлевский СкиталецВ. В. КнязевВ. П. ЛачиновЛ. ВасилевскийИ. ВасилевскийВ. Я. АбрамовичН. Я. АгнивцевВ. В. АдикаевскийИ. Я. ГуревичД’АктильДон-Аминадо(Баян) А. А. Кондратьев П. П. Потёмкин М. Я. Пустынин А. Д. Скалдин А. М. Флит В. В. Маяковский (принимал участие)ГрафикиА. А. РадаковН. В. Ремизов-Васильев (Ре-Ми)А. А. Юнгер А. Т. Аверченко - вдохновитель всех журнальных начинаний А там, где кончается звёздочки точка,Месяц улыбается и заверчен,Как будто на небе строчкаИз Аверченко. (В. Маяковский)



Дата рождения: 15 (27) марта 1881Место рождения: Севастополь, Российская империяДата смерти: 12 марта 1925 (43 года)Место смерти: Прага, ЧехословакияПодданство: Российская империяРод деятельности: писатель, сатирик, юмористАркадий Аверченко,редактор журнала «Сатирикон» с № 9 и «Новый Сатирикон» Особенности творчестваБыстрое развитие сюжетаУмение видеть, даже в самом обыденном, что-то смешноеВ своих рассказах всегда на стороне народа Каждый рассказ содержит в себе что-то новое, интересное, смешное Н. А. Тэффи –«единственная,оригинальная,чудесная, которую все любили без исключения!»Она Надежда нашего журнала.Да, так её действительно зовут.Но имени ей, видно, было мало – С таким не принимают в Голливуд.И, облачалась в английские «доспехи»,Подписываться стала просто «Тэффи».



Имя при рождении: Надежда Александровна ЛохвицкаяДата рождения: 24 апреля (6 мая) 1872Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империяДата смерти: 6 октября 1952 (80 лет)Место смерти: Париж, ФранцияГражданство: Российская империя, ФранцияРод деятельности: прозаик, поэтЖанр: сатира, фельетонЯзык произведений: русский, французскийТэффи Особенности творчества Гуманизм(человечность в общественных действиях в отношении к людям)«Дым без огня»«Она скорее не смеется, а отшучивается»Пишет отрывками и кусочками, которые объединены одной темой Саша Чёрный – «…не было такой курсистки, такого студента, врача, адвоката... которые не знали бы его стихов наизусть» Его стихи читала вся Россия!Все думали: анекдотист,Но это ли его стихия,Хоть и по духу юморист ?Он был серьёзен, погружён в себя.И не похож на зубоскала, Тревога, горький смех – его стезя,Действительность его терзала.Так печально и смешноСаши Чёрного перо.





Имя при рождении: Александр Михайлович ГликбергПсевдонимы: Саша ЧёрныйДата рождения: 1 (13) октября 1880Место рождения: Одесса, Российская империяДата смерти: 5 августа 1932 (51 год)Место смерти: Ле-ЛавандуРод деятельности: поэт, прозаикЯзык произведений: русскийСаша Чёрный Особенности творчестваСоздает сатирическую маску «интеллигентного» обывателяЮмористическая окраска построена на столкновении высокого и низкогоКонтрастыСмех – «горький»Трагические нотки со всё нарастающим ощущением тупикаЕго стихи – хорошее противоядие вялости, пассивности, застоя Имя при рождении: Иосиф Исидорович ПерельманДата рождения: 4 (16) февраля 1878Место рожденияБелостокДата смерти: 2 февраля 1959 (80 лет)Место смерти: Нью-ЙоркГражданство: Российская империя Род деятельности: драматург, прозаикЯзык произведений: русский язык, идишОсип Дымов Никола́й Влади́мирович Ре́мизов (1887—1975) (псевдоним Ре-Ми, настоящая фамилия Ремизов-Васильев) — график, живописец, художник театраРе-Ми Данное произведение является одним из первых и по сей день главных памятников российского черного юмораВпервые информация о предстоящем издании юмористической «Всеобщей истории» появилась в 46-м номере «Сатирикона» за 1909 год: «Все годовые подписчики получат в виде бесплатного приложения роскошно иллюстрированное издание» Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» Древняя история (автор — Тэффи, илл. — Ре-Ми)Средняя история (автор — Осип Дымов, илл. — А. Радаков)Новая история (автор — Аркадий Аверченко, илл. — А. Радаков, Ре-Ми)Русская история (автор О. Л. Д’Ора, илл. — Ре-Ми)Произведение состоит из 4 разделов:Что можно высмеять, обращаясь к историческому прошлому страны? «Древняя история». Тэффи.Способы создания юмораЛакония получила своё название «от манеры тамошних жителей выражаться лаконически» - изменение порядка фактов«Необычайная система климата», которая развила в характере жителей жестокость и энергию, - летом жарко, зимой холодно – утверждение известного как аномального.Название Спарты «республикой аристократической», объяснение, что должны делать и как себя вести спартанские аристократы – прямое высмеивание праздности и развращенности верхних слоёв общества. Царствование двух царей одновременно, для того чтобы они «грызлись между собою, оставляя народ в покое» - намек на оторванность власти от народа.Рассказ о Ликурге, который «тыкал всем в глаза своей справедливостью», об отправке его путешествовать, что должно было «повлиять на его справедливость» - обыгрывание значения слова «справедливость» как ненужного для правителя качества, утверждение пустоты жизни правителя.Деление спартанцев на три сословия на основе «разрешения» выполнять определённые обязанности – прозрачный намек на сословное деление современного автору общества, на необоснованность возвышения аристократии. «Воспитание людей»Абсурдность утвержденияПротиворечие в содержанииИрония в самом слове, во фразах, переосмысливаниеОбыгрывание факта разговора без языкаИрония «Древняя история». Тэффи.Способы создания юмораСуровое воспитание детей – «их сразу убивали».«Основательное образование» состояло в умении не кричать во время порки, экзамен состоял в подтверждении этого уменияПоложение женщины в Спарте: «пользовались уважением», им разрешалось говорить «лаконично» (ирония в самом слове, во фразах, которые произносили женщины; в переосмысливании: «С ним или на нём»; «закон о гимнастике» спартанцев).История с Лаэной, откусившей собственный язык – подчеркивается бессмысленность, ненужность подвига
Что внёс в свои рассказы о событиях Средних веков О. Дымов? Как он оценивает происходившее?При помощи каких слов, сравнений автор придает юмористическое звучание рассказам об истории?«Средние века». О.Дымов Вопросы по тексту:Почему в новое время продолжали сжигать на кострах колдунов ?Почему люди испытывали затруднения до изобретения книгопечатания? К чему это могло привести?Что европейцы заимствовали у арабов?В чем было неудобство написания римских цифр?От чего зависела чистота и чёткость печать?В чём была заслуга печатника Гутенберга?«Новая история». А.Аверченко В чем комичность фразы: «История Средних веков постепенно и незаметно переходила в Новую историю»? Какие художественные приемы использует автор «Новой истории»? Найдите примеры юмора в описании исторических событий.Как начинается рассказ о книгопечатании и бумаге? Чем он заканчивается? Какой художественный эффект достигается использованием фраз «чёрт знает на чём», «что подвёртывалось под руку»? Приведите примеры использование неожиданных сравнений, эпитетов, сочетаний несочетаемых слов и других юмористических приемов и средств.«Новая история». А.Аверченко Приготовить пересказ отрывка «Всемирной истории».Написать отзыв на один из отрывков.Домашнее задание (на выбор)