Презентация Применение элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОПФР.
Применение элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОПФР.Подготовила педагог – психолог МБОУ «Средняя школа № 23 г. Йошкар – Олы» Дегтерева Людмила Ивановна
«Здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Элементы здоровьесберегающих технологий Кинезиологические упражненияДыхательная гимнастикаУпражнения для снятия напряженияМассаж пальцев рук, лица и ушных раковин
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Виды кинезиологических упражнений:Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц ребёнка. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.Движение тела и пальцев или телесные перекрёстные упражнения. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Кинезиологические упражнения1. Растяжки «Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.«Снеговик»«Тряпичная кукла и солдат»«Сорви яблоки»
2. Дыхательные упражнения. «Свеча» Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.«Дышим носом»«Ныряльщик»«Надуй шарик»«Дыхание»«Губы трубкой»
3. Глазодвигательные упражнения. «Горизонтальная восьмерка» Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. «Слон»«Глаз – путешественник»«Глазки»
4. Телесные перекрёстные упражнения.«Перекрестное марширование» Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. «Мельница»«Паровозик»«Робот»«Колено – локоть»
5. Упражнения для рук и пальцев«Колечко» Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполняется в прямом порядке – от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочерёдно каждой рукой, затем – двумя одновременно.
«Кулак-ребро-ладонь» Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Ребёнок выполняет движения вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками.
«Замок» Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет учитель, точно и чётко. Не желательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук.
«Ухо-нос» Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».«Лезгинка»«Лягушка»
Упражнения для снятия напряжения. «Ковер-самолет» Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.«Дирижер»«Путешествие на облаке»
Массаж пальцев рук, лица и ушных раковин.Упражнение 1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.Упражнение 2. Хорошенько растереть мочки ушей, слегка оттягивая вниз. Расправить и растянуть внешний край каждого уха. Повторить 5-7 раз. Упражнение 3. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.Упражнение 4. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.
Самомоссаж активных точек
Комплексная, содержательная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОПФР с применением элементов здоровьесберегающих технологий способствует:совершенствованию коммуникативных умений и навыков;повышению речевой активности;развитию психических процессов;повышению работоспособности и выносливости;совершенствованию общей и мелкой моторики, двигательных умений и навыков;активизации познавательных процессов.
Гигиенический массаж (улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, снимает мышечное напряжение на лице, шее, руках; носит профилактический характер):подушечками указательных пальцев рук провести под глазами, слегка нажимая, от переносицы до ушей (5 раз);правой и левой ладонью провести 7 раз от подбородка в стороны;откройте рот, спрячьте губы, затем слегка их прикусите (5 раз).
Спасибо за внимание!