Презентация по теме «И крестьянки любить умеют!» (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)
Презентация: «И крестьянки любить умеют!» (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)Автор: Борзенкова Людмила Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ№2 г.Покачи ХМАО-ЮгрыПредмет: литература Класс: 8 классМежпредметные связи: литература, культурологияФорма проведения урока: урок с использованием ИКТТип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Цель урока:Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма
Задачи:образовательные:закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина;дать понятие сентиментализма как литературного направления;представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека.развивающие: развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;расширять словарный запас;способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.
style.rotation
Н.М.КарамзинВоенная службаСмерть отцаОтставкаСимбирскУвлечение масонствомЗанятие литературойИзучение историиСимбирская губернияРодовитая, но небогатая дворянская семьяСветское образованиеЗнание иностранных языковПутешествие по Европе
СентиментализмХудожественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков.От англ. SENTIMENTAL – чувствительный.«Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)
Работа с полотномФ. Рокотов «Портрет Екатерины II»В. Боровиковский «Екатерина II»
Классицизм Линия сравнения Сентиментализм Воспитание человека в духе верности государству, культ разумаОсновная идеяСтремление представить человеческую личность в движениях душиГражданская , общественнаяОсновная тематикаЛюбовная Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейностьГерои ихарактерыОтказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людямВспомогательная, условнаяРоль пейзажаСредство психологической характеристики героевТрагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатираОсновные жанрыПовесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллияСравнительная таблица
История создания повестиПовесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности — подражание писателям.Эпигонство
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам»Заочная экскурсия по окрестностям Москвы
«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». Симонов монастырь
«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».Москва-река
«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».Данилов монастырь
«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».Воробьёвы горы
«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».Село Коломенское
Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести
Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Образ повествователя в повести
«Золушка»«Повесть о Петре и Февронии Муромских»«Барышня-крестьянка»Шарль ПерроА.С.ПушкинЕрмолай-ЕразмТема любви и социального неравенства
ppt_y
ppt_y
ppt_y
беднаяСоциальное положение небогатая, живущая в бедностиОтношение автора несчастная, горемычная, её жалкоСоциальный статус героини
ppt_y
ppt_y
ЛизаЭрастИмя Елизавета означает «почитающая Бога»Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка.Имя Эраст означает «возлюбленный»Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.Сопоставление героев
Художник Кипренский «Бедная Лиза»В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».Мотив белизны, чистоты и свежести
style.rotation
style.rotation
Первая встреча«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
style.rotation
При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове». Мотив денег
Герои повестиЭрастЛизаавтормать Лизыбогатая вдоваподружка Анюта
style.rotation
ЛизатрудолюбиваякормилицаБожеская милостьотрада старостимилаялюбезнаянежная
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Лизалюбила матушку трудолюбиваясамоотверженнаяробкаячистаяуслужливаярадостная душапрелестная
«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».Сцена расставания героев
Причины самоубийства ЛизыПотеря смысла жизниИзмена ЭрастаЛегкомыслие ЭрастаЛюбовь к ЭрастуОбманутое доверие
«…Теперь, может быть, они уже примирились!»
Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? В чем смысл заглавия? Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие? Итоги
Домашнее заданиеПисьменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
ИсточникиГалузина Л.В. Уроки литературы в 8-м классе: Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512с. – (В помощь школьному учителю).Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. - №7. – 2002/ Приложение к журналу «Литература в школе».Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 8-й класс. М., 2002.rusedu.ru›detail_2259.htmlpower-point-ppt.narod.ru›biografiya…prezentaciya…рефак.рф›1726_gotovye_prezentatsii_po…o_karamzine/ps.1september.ru