Презентация по русскому языку Специфика отбора языковых средств для рекламных текстов
Специфика отбора языковых средств для рекламных текстов
В. МаяковскийТому не страшен мороз зловещий,кто в ГУМе купит теплые вещи. В. Маяковский
Реклама – самая интересная и самая трудная форма современной литературы. М. ТвенЛегче сочинить десять правильных сонетов, чем хорошее рекламное объявление. Олдос ХакслиРеклама должна быть разнообразием, выдумкой. В. Маяковский
Реклама – особый жанр публицистики, живой речевой жанр, который имеет статус явления социального, экономического, политического, лингвистического.Основная цель рекламы – побудить адресата совершить покупку или воспользоваться услугами рекламодателя.Реклама выполняет две основные функции:1) информативную (информирует, сообщает о предлагаемом товаре или услуге);2) воздействующую (побуждает воспользоваться данной услугой или купить данный товар).
Языковые средства рекламы{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}Языковые средстваПримеры1.Отклонение от нормативной орфографии: а) сочетание латиницы с кириллицейб) соблюдение норм дореволюционной орфографиив) Употребление прописных букв в середине и в конце слова2.Каламбур – высказывание, основанное на одновременной реализации в слове(словосочетании) прямого и переносного значений3.Окказионализмы – новые слова, отсутствующие в системе языка, созданные в экспрессивных целях4.Персонификация – перенесение на неживой предмет свойств или функций живого лица5.Фонетические повторы, рифмованные рекламные лозунги
{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}6. Дефразеологизация – семантический распад фразеологизма, использование его компонентов в прямом значении7. Апелляция к литературным источникам8.Сравнение9.Эпитет – образное определение10. Перифраз – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания, например, царь зверей (лев)11. Антитеза – сопоставление или противопоставление контрастных понятий, образов12. Риторический вопрос13. Повторы14.Фигура умолчания (выделяется знаком многоточия, подчеркивает незавершенность высказывания)15. Бессоюзие – отсутствие союзов в ряду однородных членов, придающее речи динамичность
Языковые средства рекламы{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}Языковые средстваПримеры1.Отклонение от нормативной орфографии: а) сочетание латиницы с кириллицейДЕЛЬТА-MARINб) соблюдение норм дореволюционной орфографииМагазин «КупецЪ»в) Употребление прописных букв в середине и в конце.«КредоМЕD»2.Каламбур – высказывание, основанное на одновременной реализации в слове(словосочетании) прямого и переносного значений«Pantin PRO-V - блеск и сила ваших волос. Блестящий результат!»3.Окказионализмы – новые слова, отсутствующие в системе языка, созданные в экспрессивных целях«Не тормози! Сникерсни!»4.Персонификация – перенесение на неживой предмет свойств или функций живого лица«TEFAL» заботится о вас» (о бытовой технике)5.Фонетические повторы, рифмованные рекламные лозунги«Ваша киска купила бы «Вискас»
{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}6. Дефразеологизация – семантический распад фразеологизма, использование его компонентов в прямом значении«Когда простуда берет за горло» (реклама леденцов «Strepsils»)7. Апелляция к литературным источникам«Мы в ответе за тех, кого подключаем» (Интернет-провайдер)8. Сравнение«Пылесос. Легкий как пух, бесшумный как рыба»9. Эпитет – образное определение«Молочный шоколад, нежная мякоть кокоса, райское наслаждение»10. Перифраз – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания, например, царь зверей (лев)«Спутник аккуратного человека» (утюг)11. Антитеза – сопоставление или противопоставление контрастных понятий, образов«Маленькая чашечка кофе – большой заряд бодрости на целый день»12. Риторический вопрос«Хочешь испытать райское наслаждение?»13. Повторы«Самый широкий выбор. Самые низкие цены. Самые новые модели»14.Фигура умолчания (выделяется знаком многоточия, подчеркивает незавершенность высказывания)«С окнами виднее…»15.Бессоюзие – отсутствие союзов в ряду однородных членов, придающее речи динамичность«Посуда: алюминиевая, стеклянная, фарфоровая, фаянсовая»
Одним из способов подготовки к написанию рекламного текста является создание синквейна.Справка. Синквейн – нерифмованное стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам: 1 строка – имя существительное, в котором выражается тема синквейна, 2 строка – два прилагательных, раскрывающих эту тему, 3 строка – три глагола, описывающих действия по теме, 4 строка – фраза, афоризм, в которых высказывается отношение к теме, 5 строка – одно слово, вывод по теме. Мыло Ароматное, антибактериальное… Очищает, смягчает, защищает… Чтоб не встретиться с бедой, руки мой перед едой! Чистота.*Составьте рекламный текст о любом товаре или продукте, используя форму синквейна.
*Составьте текст рекламы, в котором рассказ о свойствах изделий ведется от лица самого товара, обязательно включитев свой текст яркие языковые средства.Например: «Я – чай, кудесник, лекарь.Я обладаю чудесным свойством снимать усталость и сонливость, улучшаю работу мозга и мышц. Учитель, я – твое спасение!»(Используется персонификация, перифраз, эпитет, бессоюзие).
*Вы представители известного книгоиздательства. Прорекламируйте потенциальным покупателям и читателям XXI века переизданное классическое произведение XIX – XX веков. Постарайтесь использовать нестандартные языковые средства (см. таблицу «Языковые средства рекламы»).
*Составьте текст, рекламирующий какой-либо предмет или продукт (школьную форму, спецкурс, предметы, необходимые для учебного процесса). Используйте известные вам средства выразительности (см. таблицу «Языковые средства рекламы»).