Презентация Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности Выразительность русской речи Выразительные средства русской фонетики.Выразительные средства словообразования.Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению.Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной, Ложь бывает ловкой и нескладной, Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной. Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию. Многозначные слова — это слова, имеющие много значений.Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева.Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению.Планировать — составлять план.Планировать — постепенно, плавно снижаться вЗасыпать — погружаться в сон. Засыпать — покрыть слоем чего-нибудь сыпучего Просторечная лексика — сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться).Канцеляризм — слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. «Входящие — исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п. Устаревшие слова Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали. Арбалет, граммофон, кулак, барщина.Архаизмы – устаревшие слова, взамен которых существуют другие слова, обозначающие эти же реалии. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище. Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей. У В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый.Такие неологизмы называют окказионализмами. Новые слова Диалектизмы - это слова,употребляемые сравнительноограниченным числом людей, связанных территориальнойобщностью.Бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото… Заимствованнаялексика - это слова, заимствованные из других языков врезультате языковыхконтактов.Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария. Термин - слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Профессионализм – слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией. Жаргонизмы – словаограниченного употребления,созданные с целью языковогообособления людьми,объединеннымиопределёнными интересами,родом занятий, привычками.Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, облом – неудача. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка. Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны… Другие термины лексических средств выразительности лексический повтор;разговорная лексика;сниженная разговорная лексика;книжная (в т.ч. экспрессивная) лексика;общественно-политическая лексика; оценочная лексика;экспрессивный лексический повтор. Фонетические средства речевой выразительности Звукоподражание – это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Ассонанс - – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.Быстро лечу я по рельсам чугунным.Думаю думу свою (Н.А.Некрасов). Аллитерация – (от лат. «собуквие») приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин). Благозвучие –отсутствие в речи неудобопроизносимых, «режущих» слух сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное и лёгкое для восприятия звучание текста. Поэтические тропы и фигуры ТРОП – означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым.Троп представляет собой определенную форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием, дает определенное художественное «приращение» мысли. ФИГУРА – форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым. И тропы, и фигуры - только конструктивный компонент текста, но такой, который образно оттеняет обычно наиболее существенное и важное в нем. Эпитет — это поэтическое определение, выражаемое обычно прилагательным. Такое определение повторяет признак, заключающийся в самом определяемом, обращает на него внимание, подчеркивает его, выражая эмоциональное отношение говорящего к предмету речи. Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех... Его впалые щеки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы — все его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного (И.С.Тургенев). Метафора — это употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет (явление, действие, признак), для образного названия другого объекта, сходного с первым в чем-то. Это как бы «смещенное», переносное название предмета.Я... увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали ее теченье... Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке... Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... (И.С.Тургенев). Олицетворение — разновидность метафоры; это такое изображение неодушевленных предметов, растений или животных, при котором они говорят, думают и чувствуют, как человек.Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес грустит... Из летних листьев разве сотый, Блестя осенней позолотой, Еще на ветви шелестит. (Ф.И. Тютчев) Люблю зимы твоей жестокойНедвижный воздух и мороз,Бег санок вдоль Невы широкой.Девичьи лица ярче роз,И блеск, и шум, и говор балов,А в час пирушки холостойШипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой. (А.С. Пушкин) Метонимия— употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, т.е. по местоположению, времени, причинно-следственным отношениям. Синекдоха — разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами. Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам,И запируем на просторе (А.С. Пушкин). . Гипербола — это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление. Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь). Литота — образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя:И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов). Ирония — насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение.Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. (И.А. Крылов) Сарказм - высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка, выражающаяся часто в обличениях социального характера.Где, укажите нам, отечества отцы,Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты… (А.С.Грибоедов). Сравнение — это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т. п.) сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и др. Очень распространено в языке бессоюзное сравнение в форме творительного падежаПошла ты, баба! — закричали ей тут же бороды заступом, лопатой, клином. — Ишь, куда полезла, корявая! (Н,В. Гоголь).Уж близок полдень. Жар пылает.Как пахарь, битва отдыхает. (А.С. Пушкин). Перифраза - замена прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты.«певец Гяура и Жуана» вместо «Байрон» (А. С.Пушкин). Стилистические фигуры – фигуры речи Формы речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие нового содержания. Антитеза Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Выражается обычно антонимами — словами с противоположными значениями. Дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт... (А.С. Пушкин) Оксюморон Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого В поэтическом тексте соединяются взаимопроницаемые противоположности, давая художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой (А.С. Пушкин). Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью…(Н. С. Лесков). Градация Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. (Ф.М. Достоевский). Аллюзия Соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. Я умываю руки — аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Синтаксические средства выразительности Параллелизм Однородное синтаксическое построение предложений или их частейЖизнь без тревог — прекрасный светлый день,Тревожная — весны младые грезы.Там — солнца луч и в зной оливы сень,А здесь — и гром, и, молния, и слезы... (А.А. Фет). Синтаксические средства выразительности Анафора повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз) Клянусь я первым днем творенья,Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... (М.Ю. Лермонтов). Синтаксические средства выразительности Эпифора повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз). Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.А.Блок). Синтаксические средства выразительности Риторический вопрос Фигура речи, которая представляет собой по форме вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя. Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Н.Толстой) Синтаксические средства выразительности: Риторическое обращение Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу.Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С.Пушкин). Синтаксические средства выразительности Бессоюзие Фигура, основанная на намеренном пропуске союзов. Речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин) Синтаксические средства выразительности Многосоюзие Фигура, основанная на сознательном повторении союзов. Речь замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость: Зато и внук, и правнук, и праправнук Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский). Синтаксические средства выразительности Инверсия Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (А.С.Пушкин). Синтаксические средства выразительности Подхват Подчеркнутое повторение конца стиха в начале следующего стиха: Придет оно, большое, как глоток, — Глоток воды во время зноя летнего.(Р.И. Рождественский)Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры. Синтаксические средства выразительности Эллипсис Пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое:— Франц, в мою спальню вещи князя! — обратился он к слуге, провожавшему Болконского (Л.Н.Толстой). Другие синтаксические средства выразительностивосклицательные предложения;диалог, скрытый диалог;вопросно-ответная форма изложения;ряды однородных членов;цитирование;вводные слова и конструкции. Задание проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.В предлагаемом фрагменте рецензии рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены. Нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка. Необходимо: знать, что же такое языковые средства художественной выразительности; находить их в исходном тексте; правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга. Тренируемся 1.Какие из перечисленных средств художественной выразительности используются в первых трех абзацах? Напишите порядковые номера этих средств. 1) экспрессивный повтор; 2) ряды однородных членов; 3) развернутые сравнения; 4) газетно-публицистическая фразеология; 5) разговорные синтаксические конструкции. (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках – одна из лучших, если не лучшая в мире. (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!(В. Непомнящий). Ответ: 1, 2, 4, 5. 2. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях? Напишите номера этих средств выразительности. 1) риторическое обращение; 2) экспрессивный повтор; 3) сравнительный оборот; 4) синтаксический параллелизм; 5) антитеза. (13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. (21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все негреки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, – «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века все остальное человечество было скопищем дикарей. (26)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – человечеству.(По А. Кондратову)Ответы: 2, 4, 5. (1)Земля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет. (З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени. (8)Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. (13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?(По В. Солоухину) Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество — это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ___ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».Список терминов:1) эпитет2) литота3) вводные слова и вставные конструкции4) ирония5) развёрнутая метафора6) парцелляция7) вопросно-ответная форма изложения .8) Диалектизм9) однородные члены предложения Ответ 5,9,3,1. (1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого. (По В. Ганичеву) Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложе-нии 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного». Список терминов: сравнительный оборот ряд однородных членов фразеологизмы инверсия олицетворение парцелляция эпитеты литота вопросительные предложения Ответ: 9,2, 4,5. Крик (1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов на узкой московской улице. (2)В этом тихом уголке до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых хозяевами и грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах. (3)Я шел, слушал хруст под ногами и думал: «До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень — ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть...» (4)Где отгадка этой тайны? (5)Никогда я вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. (6)Да, да, всё естественно, прекрасно!.. (7)И вдруг... (8)Мне показалось: где-то женщина кричала, это было в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими, засыпанными листьями машинами. (9)Я вздрогнул, остановился, поднял голову, глядя на окна, освещенные солнцем, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. (10)Они были все одинаковы, эти окна, были уже по-предзимнему закрыты наглухо. (11 )Крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной... (12)Что там было? (13)Кто мучил ее? (14)3ачем? (15)Почему она рыдала так страшно? (16)И всё прекрасное погасло во мне: и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета. (17)Счастье вдруг обернулось жгучей(-им)... (18)Почудилось, что кричало от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага всякого сущего — радости неповторимого своего существования. (По Ю. Бондареву) Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Композиционно текст делится на две части, противопоставленные друг другу. В первой Ю. Бондарев, передавая «умиление» героя «прекрасной порой'бабьего лета», использует (…) {«мягкая розовая дымка», «винный запах» (осени), «солнечная осень»), (..)(«в шуршащих ворохах осеннего золота») и (..) («листья... собирались кучками», «природа добра»). В конце первой части чувство восхищения усиливается: автор использует (..) (предложение 4). В конце текста автор, напротив, показывает героя, страдающего от мысли о несовершенстве человеческого бытия, героя, испытывающего чувство отчаяния от невозможности помочь несчастной, и передано это с помощью риторической фигуры (..) (предложение 16).»Список терминов:1) парцелляция2) риторическое восклицание3) эмоциональный повтор4) метафора5) многосоюзие6) эпитеты7) олицетворение8) анафора9) риторический вопрос Ответ: 6,4,7,9,5 Бессилие(1 )Он шел по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. (2)На теневой стороне было еще нежарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зеркалам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. (З)Пахло влажным асфальтом. (4)Везде было по-утреннему легко, свободно...{5)Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шел небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твердый, жесткий взгляд был устремлен вперед. (б)Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гуляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек.(7)Они двигались навстречу, эти два молодых человека, глядя перед собой, а когда поравнялись, невысокий, в белой футболке, не поворачивая головы, не меняя выражения глаз, еле заметным толчком плеча ударил в плечо другого. {8)И тот, едва не падая от неожиданного удара, ощутил чужие мускулы, столь натренированные, неумолимые в своей самонадеянности, что, пораженный грубостью, вспыхнув мгновенным гневом, выговорил, готовый к мщению: «Извинения надо просить, черт подери!»(9)А парень в потёртых джинсах спокойно уходил, по-прежнему слегка покачивая плечами, будто ничего не произошло несколько секунд назад. (10)И стало ясно: толчок был не случаен, а страшная мощь в его мускулах, весь облик невозмутимо гуляющего по проспекту человека делали его неприступным. (11 )Можно было представить, как, уверенный в безнаказанности, мистер невозмутимость равнодушно поднял бы брови при виде возмущения оскорбленного его действием другого человека, как сказал бы бесцветным голосом: «Я не понимаю, что вам от меня нужно?» — и тут же нанес бы этим вторичный удар исподтишка, играя роль жертвы, которая вынуждена защищаться.(12)Тот человек, которого задели плечом, был не робок, тоже обладал решительностью, но страх перед волей более храброго остановил его. (13)Парень, морщась, потирал ушибленное место, оглядывался на удаляющуюся квадратную спину, обтянутую спортивной футболкой. (14)В этот момент он больше всего ненавидел эту спину, себя и собственное унизительное бессилие, что все-таки требовало найти оправдание. (15)И в голове проносились мысли: «За что он меня? (16)Позавидовал белым брюкам или более модной прическе? (17)Доказал, что он сильнее меня? (18)Почему я оробел перед этой глупой, отвратительной силой?» Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Автор выражает свою оценку с помощью ярких (..) («твёрдый, жёсткий взгляд», «унизительное бессилие», «бесцветным голосом», «глупой силой»), (..) (предложение 11), (..) («мускулы... неумолимые в своей самонадеянности»). Состояние оскорблённого человека передано (..) «вспыхнув... гневом»...»Список терминов:1) эпифора2) эпитеты3) противопоставление4) метафора5) парцелляция6) перифраз7) синтаксический параллелизм8) сравнительный оборот9) олицетворениеОтвет: 2,6,9,4 http//proshkoly.ru Использованные ресурсы Угроватова Т.Ю. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку. Калининград ,2008.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 2001. http://www.gifzona.ru/i/ok_d/05.gif http://images.google.ru/ http//it-n.ru,