Презентация к уроку литературы Интерпретация евангельского сюжета в романе Мастер и Маргарита, 11 класс
Учитель русского языка и литературы МОУ « Теоретический лицей №2», Тирасполь , ПМРОткрытый урок-размышление, урок-видеопроект
Интерпретация евангельского сюжета в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели урока:
Совесть, Благородство и Достоинство –Вот оно святое наше воинство.Протяни ему свою ладонь,За него не страшно и в огонь.Лик его высок и удивителен.Посвяти ему свой краткий век.Может, и не станешь победителем,Но зато умрёшь как человек.Булат Окуджава
Семинарские вопросы о романе и размышления учащихся на тему : «Я работал с «ершалаимскими» главами и думал…»Слово о М.А. Булгакове и о романе « Мастер и Маргарита»
Михаил Афанасьевич Булгаков(1891-1940)
Лишь тот достоин счастья и свободы, Кто каждый день за них идет на бой! …Так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, Что вечно хочет зла И вечно совершает благо. И.В. Гете. «Фауст»
Антихристианский или христианский роман ?« Все прогрессы реакционны, если рушится человек…»
На философском языке сюжет «Мастера и Маргариты» изложил Н. А. Бердяев. По его мысли именно из неизмеримого могущества зла в мире следует бытие Бога. Ведь если зла так много, и тем не менее встречаются редкие островки света – значит, есть что-то, не позволяющее тайфуну зла переломить тростники добра. Есть какая-то более могущественная сила, которая не позволяет океанскому прибою размыть прибрежные пески. У сил добра, столь редких в мире сем, есть тайны стратегический резерв – в мире Ином. Небесконечность могущества зла есть доказательство бытия Бога…
«Мастере и Маргарите» Булгаков предлагает собственный взгляд на христианство и на многие вопросы, на которые у официальной церкви утвержден и заверен большой круглой печатью единственно верный ответ. Но благодаря таланту Булгакова многие читатели начинают размышлять, что в вопросах религии, вообще говоря, все не так однозначно – ну, в частности, с местом дьявола в картине мира или, скажем, с ролью апостолов в жизни Христа.» Диакон Андрей Кураев
Интерпретация - истолкование, объяснение, рассмотрение чего-либо с определенной точки зрения (какого-либо текста, статьи, закона).Интерпретация библейского сюжета у М.А.Булгакова
Иисус и Иешуа
«Я на то и родился и на то и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, властей, кто от истины слушает гласа моего..» Евангелие от Иоанна гл.18
Из Библии….
1.«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» (Библия, Евангелие от Иоанна 1:1-3,14)
Исторические свидетельства существования Иисуса Христа.Свидетельства о жизни Иисуса мы находим не только в Новом Завете. Многие древние историки 1-2 века нашей эры упоминают об Иисусе Христе тоже. Вот один из них: Иосиф Флавий (37 - 100 гг.) - Иудейский военачальник и историк, служивший римским советником при трех императорах. В своем произведении "Иудейские Древности" он пишет:
«В это время жил Иисус, мудрый человек, если, конечно, вообще его можно назвать человеком. Потому что он совершал удивительные вещи, будучи учителем людей, которые охотно воспринимали истину. За ним следовало много людей, как из иудеев, так и из других народов. Он был Христос. Затем Пилат, по настоянию наших правителей, приговорил его ко кресту. Но те, кто любили его раньше, продолжили следовать за ним, потому что на третий день он явился им живым снова. Это было предсказано о нем Божьими пророками, также как и многие другие его чудеса. И так называемые христиане существуют до сих пор, они именуют себя так от его имени».[4]
Доказательства существования БогаСуществует 5 доказательств бытия Божьего:1)Все в мире в движении .Первоисток-Бог.2)Первоисток- первопричина3)Все случайно в мире, кроме Бога4)Все в мире стремится к совершенству. Это совершенство-Бог5)Все в природе целесообразно. Её задает БогБулгаков в «Мастере и Маргарите» говорит о Канте ,который опроверг 5 доказательств и выдвинул 6-ое .Но это неверный факт, он ничего не выдвигал. Он опроверг, но заявил в моральном отношении Бога.
Отражение евангельских мотивов в живописи
.Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений - "Мертвый Христос в гробу" - в 1521 году. Все в этой картине вызывает недоумение: странный формат, назначение картины, трактовка образа Христа. Кроме того, ученые до сих пор не пришли к окончательному и однозначному выводу, действительно ли это произведение - одна из сохранившихся частей утраченного алтаря. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид?
Отражение евангельских мотивов в экранизацииРежиссер :Мэл Гибсон Картина «Страсти Христовы» строится как «хроника объявленной смерти», перемежаясь короткими ретроспекциями, в которых лаконично и порой на редкость образно представлены моменты, проясняющие судьбу Иисуса Христа и отношения к нему со стороны приверженцев и противников. Но основной поединок ведётся на протяжении всего действия — от сцены в Гефсиманском саду до вознесения на небеса — между божественным предназначением и дьявольским искушением, между Добром и Злом как двумя составляющими мироздания: тем, что порождает свет и любовь, и тем, что несёт тьму и ненависть.
Образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»Странствующий философ из Назарета, описываемый Воландом на Патриарших прудах, а также Мастером в своём романе, сопоставляемый с образом Иисуса Христа. Имя Иешуа Га-Ноцри обозначает на иврите Иисус (Иешуа ישוע , Спаситель) из Назарета (Га-Ноцри הנוצרי).
История Христа в романе Булгакова изложена не так, как в Священном Писании: автор предлагает апокрифическую версию евангельского повествования, в которой каждый из участников совмещает в себе противоположные черты и выступает в двойственной роли. Образ Иешуа - это лишь персонифицированный образ морально-философских представлений человечества, нравственного закона, вступающего в неравную схватку с юридическим правом. Не случайно портрет Иешуа как таковой в романе фактически отсутствует: автор указывает на возраст, описывает одежду, выражение лица, упоминает о синяке, и ссадине — но не более того: «...ввели ... человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора».
Почему Булгаков записал в романе Иешуа ,а не Иисус.Во-первых, в романе упоминается два персонажа Иисус и Иешуа.Поэму о Иисусе написал Иван Бездомный, которую критикуют редактор М.А.Берлиоз.Иешуа - это действующий персонаж Ершалаимской части романа, которую написал мастер. Основная причина переименования Иисуса в Иешуа другая.Она гораздо глубже и серьёзнее, чем простое желание М.А.Булгакова. Произносить имя господне по древнееврейски Иешуа, как бы ближе к первоначальному звучанию. Третьей заповедью Закона Божия является запрет на употребление имени божьего всуе, то есть напрасно, без должного благоговения Приемлется имя Божие напрасно, когда произносится в пустых разговорах, шутках и играх.Запрещая вообще, легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию, эта заповедь запрещает грехи, которые происходят от легкомысленного и неблагоговейного отношения к Богу". "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исход 20:7)".
Соответствие Евангелия и романа «Мастер и Маргарита»1)Левий Матвей –сборщик податей,ученик и последователь Иисуса (Иешуа)2)Арест Иисуса и Иешуа из-за предательства Иуды.3)Суд прокуратора Понтия Пилата и вынесение смертного приговора 4)Кидают жребий на одежду Иисуса и Иешуа.5)Иисуса и Иешуа кольнули в сердце на кресте 6)Смерть на кресте7)Казнили разбойников рядом с Иисусом(Иешуа)8)Как только умирает Иисус и Иешуа начинается гроза
Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником Не знающим Библии может показаться, что ершалаимские главы - парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти две тысячи лет назад. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий.
Иешуа Иисус
Возраст : Иешуа-27 лет.Иисус-33 года
Иешуа-человек.Иисус-Божечеловек.
Происхождение :Мать Иешуа-женщина сомнительного поведения ;отец-сириец. Родителей не помнит .Иисус-родители Иисуса были родом из Вифлеема Иудейского, и лишь после его рождения перебрались в Назарет.
Ученики : Иешуа-Только Левий Матвей.Иисус-12 апостолов
Иисус пришел в мир искупить человеческие грехи,Иешуа-не стремится ничего искупать,он просто проповедует.
Иеуша : характер проповеди,-оставлено лишь одно нравственное положение: «Все люди добрые». Иисус-вера в духовное начало человека.
Сила :Иешуа-крепкий духовно.Иисус- и духовно и физически
Популярность: Иешуа когда входит в Ершалаим –его никто не знает.Идет пешком.Иисус-въезжает на осле,его все знают.
Общее : Оба пришли в мир разрушить храм старой веры.
ВыводСравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними.Обращает на себя внимание ещё одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью,скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор Понтий Пилат
Что такое истина ?Понтий Пилат
Понтий Пилат — римский правитель Иудеи c 26 по 36 годы н. э; римский всадник. Иосиф Флавий и Тацит называют его прокуратором, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был, по всей видимости, в должности префекта. Понтий Пилат построил водопровод в Иерусалиме . Однако в целом его правление ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. По словам философа Филона Александрийского, жившего в I веке, Пилат несёт ответственность за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда.
Согласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к распятию Иисуса Христа, в смерти которого были заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»). После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна. Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьенн в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьенн и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. По другим сообщениям, он был казнён Нероном; во Вьенне туристам показывают пирамидальную гробницу Пилата.Понтий Пилат в христианской традиции
Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число Страстей ХристовыхСуд Пилата
Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82 х 100 х 20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как: …]S TIBERIÉUM …PON]TIUS PILATUS ..PRAEF]ECTUS IUDA[EA]E ..́. что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата. Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем — начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II—III веков, и заканчивая подделками XX века — такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом). Исторические свидетельства
У М.А.Булгакова главной личностью в романе «Мастер и Маргарита», скрепляющей «ершалаимские» главы, становится прокуратор Понтий Пилат, всадник «Золотое копье».
«Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил:— Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.— Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?»
«Нет, философ, я тебе возражаю. Это самый страшный порок» Пилат«Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» Иешуа.
«Совесть –внутренний компас человека, его моральный суд над собой» В. Лакшин«Трусость – крайнее выражение внутренней подчиненности, несвободы духа , главная причина подлостей на Земле» В.Лакшин
Всю жизнь человек стремится к поставленной цели, ищет свою собственную истину, свой смысл жизни. И от того, как он проживает свою жизнь, зависит то, что он обретет после смерти. Это тоже истина, которую Булгаков раскрывает на примере всех героев “Мастера и Маргариты”. Вспомним, что говорит на балу Воланд: “Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. ...Ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!”.