Из опыта работы. Использование на уроках географии системы опорных сигналов виде ЛОС


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫКОЦЮБИНСКОЙ Т.Г. - учителя географии ГКОУ РО ШАХТИНСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №16ТЕХНОЛОГИЯ В.Ф.ШАТАЛОВА"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИСИСТЕМЫ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ В ВИДЕ ЛОС( ЛИСТА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ )" ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕЗнания о природе и окружающем мире, которыми овладевают учащиеся специальной коррекционной школы (VIII вида), по сравнению со знаниями учащихся других типов школ ограничены по объему изучаемого материала, упрощены по структуре и со­держанию предлагаемой информации, глубине раскрытия при­чинно-следственных связей. Содержание курсов естествознания и географии в специаль­ной коррекционной школе существенно отличается от содержания и построения курсов биологии и географии массовой школы: со­кращен объем получаемой учебной информации, уменьшено коли­чество специальных терминов и номенклатуры географических на­званий, изменена структура построения курсов и т. д.Замедленное восприятие материала обучающимися коррекционной школы, плохо развитая речь, разный уровень и скорость мышления, невозможность предоставить каждому ученику время для ответа на каждом уроке и т. д. предопределяют трудности учительской работы.  Нужна принципиально новая технология при классно-поурочной системе. Хорошие результаты дает в этом плане технология В. Ф. Шаталова. Для обучающихся коррекционной школы в работе по предмету география в своей работе я использую из этой технологии один из ее элементов — систему опорных сигналов в виде ЛОС (листа опорных сигналов). СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ЛОСЛОС — лист опорных сигналов — представляет собой схему-рисунок, где с помощью условных знаков, отдельных слов, черточек, символов и иногда отдельных предложений передается главное содержание изучаемого материала.Эти знаки служат опорными сигналами при рассказе, помогают стройно и логично изложить материал. Поэтому-то и получил название: лист опорных сигналов.Материал в ЛОС изложен по главным вопросам — блокам (обозначенным цифрами).При изложении материала ЛОС служит опорным планом рассказа учителя и учащегося, позволяет легко и логично построить рассказ, не забывая главного в нужной последовательности, избавляет от необходимости держать план рассказа в уме.ЛОС дает шанс ученику хорошо отвечать, избавляет от слов-паразитов, помогает в развитии речи, увеличивая разговорную речь учащегося до 6 — 8 мин. в день. ЛОС подключает в дополнение к слуховой зрительную и моторно-механическую память при воспроизведении, что значительно облегчает усвоение материала. Использование ЛОС обеспечивает 6 — 7-кратное повторение материала, причем разными способами. ЛОС обеспечивает всем детям возможность изложить материал, повышает ответственность за качество обучения, ликвидирует ощущение комплекса неполноценности, чем формирует новые отношения детей в классе, превращает индивидуальный процесс обучения в коллективный при тесном сотрудничестве детей друг с другом и учителем. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОС НА УРОКЕПри объяснении.При использовании ЛОС урок ведется немного быстрее, при четком выделении главного материала.ЛОС в виде схемы на доске (мелом) может выполняться учителем по ходу объяснения или открываться после объяснения (та же схема, но приготовленная заранее и закрытая до поры).ЛОС может иметь также форму таблицы, диапозитива или кодопозитива для кодоскопа.В отличие от обычного урока вместо традиционного закрепления (фронтально) учитель повторно- сжато (2 — 5 мин.) излагает материал по опорной схеме ЛОС, обращая внимание на важнейшие моменты ( В схеме они могут быть выделены другим цветом). В это время у детей активно работает зрительная память и идет запоминание по ассоциации.В идеале дети должны получить на руки готовый ЛОС и по нему следить за закреплением. При невозможности дать учащимся готовые ЛОС после рассказа учителя по ЛОС дети зарисовывают его в тетрадях, что служит также закреплением, где работают зрительная и моторная память.Выполнять -схему нужно быстро, т. к. времени мало. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}НАСЕЛЕНИЕ АВСТРАЛИИ1.. АВСТРАЛИЯ САМЫЙ МАЛОНАСЕЛЁННЫЙ МАТЕРИК (около 18 млн. человек) Население по составу делится на      Абориген ? Переселенцы?2. Австралийцы — прекрасные охотники. Они изобрели (стрелы, копья, бумеранг, топор) — боевое и охотничье оружие, которым поражают цель. Актуализация знаний учащихся, закрепление изученного на уроке с использованием ЛОС.ЛОС для повторного сжатого изложения материала учителем может готовиться:По ходу первого объяснения на доске (мелом).Заранее на перемене и закрываться картой.На таблицах.С использованием компьютерных технологий В 6-ом классе при изучении темы «Использование рек людьми» К доске вызывается от 1 до 4 учащихся к учителю для «тихого» опроса, и поочередно они отвечают: материал, пользуясь ЛОС.Все остальные должны по памяти воспроизвести ЛОС на листках.Во время воспроизводства ЛОС ученику разрешается один раз посмотреть в готовый.После выполнения схемы ученики сдают ее индивидуально по мере готовности или по команде учителя после «тихого» опроса и передают по рядам. Выполнение схем и «тихий опрос» идут одновре­менно. За 10 — 12 мин. вполне опрашиваются 3 — 4 ученика.Для «тихого» ответа можно подбирать команду детей по-разному. Классический вариант: первым отвечает способный ученик, вторым более слабый, последним слабоуспевающий.Команда сильных детей по ЛОС отвечает очень быстро, их можно вызывать и сразу, и поочередно. Можно вести опрос по блокам, когда один ученик отвечает 1 — 2 вопроса, другой дополняет и продолжает.«Тихий» ответ может звучать шепотом или вполголоса, допускается ответ такого звучания, когда его слышат даже на последних партах. Бояться, что кто-то воспроизведет ЛОС с голоса, не нужно, т. к. скорость устного ответа никогда не совпадает с письменным.На первых уроках по этой технологии можно вначале выслушать устный ответ у доски, а затем все приступают к воспроизводству ЛОС. Вариантов достаточно. После 2 — 3 уроков с применением ЛОС для устного «тихого» опроса можно привлекать учащихся. Им доверяется опрашивать товарищей «на оценку». Дублеров лучше назначить заранее, перед объяснением нового материала.Дублерами следует назначить детей с их согласия. Не следует назначать дублерами одних и тех же детей, ими должны побывать все. Дублер не обязательно должен быть отличником. Дети быстро привыкают к новой технологии, и в классе формируются более здоровые отношения.По мере успехов в обучении следует шире использовать взаимоконтроль устных ответов, сокращая его письменное воспроизводство. Дети охотнее отвечают устно и по мере развития речи охотнее идут отвечать. При широком использовании дублеров устным опросом можно охватить до половины и более класса. Следует знать, что воспроизвести ЛОС на хорошем уровне могут многие дети, а при устном ответе часть детей отвечает хуже, чем рисует. Это закономерно, у таких детей мал словарный запас и недостаточно развита речь. Поощряйте их. Учащиеся, отвечавшие устно, письменно ЛОС не воспроизводят. При закреплении темы «Полезные ископаемые» в 5-ом классе используется ЛОС ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ( ПИ ) … ВСЕ ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности Место рождение ГОРЮЧИЕСКОПЛЕНИЕ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО В ЗЕМЛЕ РУДНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ1{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}2.  ШАХТЁРЫ?3. Условные знаки ПИ ЗАПОМНИ! РЯДОМ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗНАКА В ЛЕГЕНДЕ КАРТЫ ВСЕГДА ПИШЕТСЯ ЕГО НАЗВАНИЕШАХТАК А Р Ь Е Р Подведем итоги.Работа с применением ЛОС дает неизмеримо лучшие результаты, потому что по ходу обучения изучаемый материал многократно повторяется с привлечением многих видов памяти:— объяснение;— повторное сжатое изложение по ЛОС учителем; — выполнение ЛОС учащимися в классе;— работа с текстом учебника дома (1 — 2 раза);— рассказ по ЛОС дома;— выполнение ЛОС дома по памяти (тренировка);— рассказ по ЛОС у доски в классе или его письменное воспроизводство.Итого не менее 7 раз! Русская пословица «Повторение — мать учения» здесь наглядно реализуется в жизнь.Учитывая, что периоды работы в классе, дома и вновь в классе отделены во времени, усвоение материала идет постепенно, глубоко, а неизбежность оценивания работы воспитывает ответ­ственность. Хорошие же результаты стимулируют детей. Учеба превращается в радостный труд. Тем, кто интересуется всерьез этой технологией, следует обратиться к книгам В. Ф. Шаталова, где этот вопрос освещен профессионально глубоко: «Куда и как исчезли тройки», «Педагогическая проза».