Презентацияобобщение опыта по использованию опорных сигналов на уроках биологии, географии, химии


Обобщение опыта работы по использованию опорных сигналов на уроках при обучении биологии, географии и химииУчитель высшей категорииФГКОУ «СОШ № 151» г. Оленегорска – 2, Мурманской областиДягилева О.Ю. На обычном уроке действует следующая взаимосвязь учителя и школьников: Учитель (У) — Слово (С) — Школьник (III). Между тем общеизвестно, что информация (знания) воспринимается мозгом человека в виде образов, символов, знаков, кодов. Слово — ассоциативный раздражитель. В системе взаимодействия «учитель — школьник» должно быть еще одно звено трансформации слова учителя в форму, максимально адаптированную для восприятия учащимися. Наиболее оптимальная форма, а потому получившая наибольшее распространение, — опорная схема. Это закодированная в виде знаков, символов, образов, понятий, определений новая информация урока (ее основное содержание, причинно-следственные и ценностно-ориентированные связи), представленная на бланке, выполняющем специфические дидактические задачи. «Мы постоянно пользуемся опорами, не задумываясь об их в природе и значении. Они окружают нас повсюду. Календарь на стене, звонок будильника, дорожный сигнал – и это лишь видимая верхушка айсберга. Основная масса опор скрыта в океане нашей памяти, которая вся работает на опорах и ассоциациях, сознательных или подсознательных» Шаталов В.Ф. Опорный сигнал Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию. Опорный конспект Cистема опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки. КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ? Алгоритм работы       1) развернутое объяснение учителя;       2) сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам;       3) изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);       4) работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;       5) письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;       6) ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей. Oпорный конспект позволяет ученику:-глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанные с отдельным положением конспекта, и с помощью учителя до конца понять данный материал;-легче запомнить изучаемый материал;-используя O.K. при ответе, грамотно, точно изложить материал;-приводить в систему полученные знания, особенно при повторении. Oпорный конспект помогает учителю:-наглядно представить весь изучаемый материал ученикам класса;-сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;-многократно повторять изучаемый материал;-быстро, без больших временных и энергетических затрат, проверить, как ученик понял и запомнил изученный материал;-привлечь к контролю знаний родителей. Программа создания опорных конспектов Pinnac Studio Plus Практика показывает, что эффективно применять ОС может только тот учитель, который сам их и составляет. Методика Шаталова позволяет 1. Усвоить сложный материал Используя логический опорный конспект расскажите, что такое фотосинтез, при каких условиях он происходит, какие продукты образуются Используя логический опорный конспект расскажите, что такое гидросфера, из каких частей она состоит, какое значение имеет эта географическая оболочка для планеты Земля. 2. Повторить и обобщить материал 3. Вовлечь в процесс поиска и познания учащихсяИспользуя текст учебника, разгадайте данную вам опорную схему и составьте по ней рассказ Работа с перфокартами 4.Активизировать творческую познавательную активность учащихсяИспользуя данный вам инструктивный лист выполните самостоятельно творческую работу – создайте опорный конспект по теме