Презентация на тему Применение опорных сигналов на уроках географии


Схемы учат выделять главное, отыскивать и устанавливать логические связи, помогают ученику усваивать урок Н.Н. БаранскийПрименение опорных сигналов на уроках географииГБОУ «СОШ №38 им.Н.В.Челнокова» учитель географии Козырева О.Н. обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных сигналов и конспектов..Актуальность Опорный сигнал   — средство наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам МНЕМОНИКИ (искусства запоминания).   (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 100) Типы восприятия информации учащимися Учитывая результаты диагностики для определения ведущего канала восприятия у учащихся, стараемся выстраивать взаимодействие с учащимися: для учеников – визуалов используем символы, которые описывают цвет, размер, форму, схемы, таблицы, наглядные пособия;для учеников – аудиалов используем модуляцию и тембр голоса;для кинестетиков – жесты, прикосновения, движения. Назначение опорных сигналов (или опорных конспектов) заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; облегчить понимание новой информации; активизирует учащихся; благотворное действие на психологический климат урока. Опорные сигналы делятся По видам:смысловые,ассоциативные,аббревиатурные,вербальные,графические.По формам:схемы,таблицы,диаграммы,ассоциативное поле,кластер,опорные конспекты,алгоритмы. Через опорные сигналы указываются следующие элементы урока: главные понятия и их основные признаки; причинно-следственные связи; общие черты характеризуемых объектов; направления развития, каких либо процессов; самые яркие факты, характеризующие экономико-географические объекты, явления или процессы.  Использование опорных сигналовИз опорных сигналов составляется опорный конспект, который является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения исходного текста. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний.  ВОЗДУШНАЯ МАССА большой V воздуха с одинаковыми свойствамиtВОЗДУШНЫЕ МАССЫ —  большие объёмы воздуха, которые горизонтально перемещаются на большие расстояния, отличающиеся друг от друга своими свойствами — температурой, влажностью, прозрачностью.набольшиерасстояния Приборы для изучения природы. линейки рулетка секундомер весы мензурка флюгер барометр компас термометр микроскоп Использование опорных сигналов на уроках географии СИГНАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ «ГЕОГРАФИЯ ОТКРЫТИЙ»3ФМ?1492АР ОТВЕТЫ :Первое кругосветное путешествие совершил Фернан Магеллан.Его кругосветное путешествие длилось 3 года.Христофор Колумб открыл Америку в 1492 г.Антарктиду открыли русские путешественники. СИГНАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ «ВОДЫ МИРОВОГО ОКЕАНА»1+1+1+1=71%5 >80??%о?ОТВЕТЫ :1. Чем больше выпадает дождей, тем ниже соленость океанических вод.2. Воды всех 4 океанов занимают 71% поверхности планеты.3. Мировой океан накапливает тепло и отдает его вместе с испарениями атмосфере.4. Чем глубже погружаешься в воды океана, тем меньше поступает солнечного тепла и ниже температура вод.5. Соленость прибрежных океанических вод зависит от количества впадающих в океан рек.6. Чем дальше от экватора, тем меньше соленость океанических вод (зависимость от широты).7. Айсберги – это огромные глыбы дрейфующего льда, большая часть которых находиться под водой, а меньшая возвышается над водой.8. Айсберги образуются путем откалывания льда от сползающих ледников. ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА ПО ТЕМЕ«ОКЕАНИЧЕСКИЕ ВОДЫ»ΣПланктонаΣЧем глубже погружаешься в океанические воды, тем меньше поступает солнеч-ного света и тепла, а следовательно, хуже условия для размножения планктона;поскольку планктон является пищей для рыб, то и рыбы на глубине будет гораз-до меньше, чем в поверхностных слоях.