Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в проектной деятельности в начальной школе.
Подготовила учитель МКОУ «Эльтонская СОШ» Палласовского района Волгоградская областьБекесова Бахтканом Закиевна Задача современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди новых направлений педагогических технологий ведущее место занимает Проектная деятельность. формирование положительной мотивации учащихся самостоятельное овладение знаниями, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и получение на их основе новых.творческий подход в обучении. Направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проектом. Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи.Проект с точки зрения учащегося это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.Учебный проект с точки зрения учителя это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Виды учебных исследований:-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;-по месту проведения: урочные, внеурочные;-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца, долгосрочный) Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением. Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбор темы.Постановка цели и задачи.Гипотеза исследования.Организация исследования.Подготовка к защите и защита работы.Рефлексия. Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт ПрезентацияПортфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации. Является источником информации Обеспечивает непрерывность работы над проектом Координирует процесс Поддерживает и поощряет участников Подготавливает необходимое оборудование Функции, которые осуществляет учитель в процессе руководства работой над проектом, представлены на следующей схеме: Осуществляет консультативную помощь Виды проектов: Информационные проектыИсследовательские проектыТворческие проектыПрактико –ориентированные проектыИгровые проекты Учитель, обладающий творческим потенциалом.Организационная и культурная позиция учителя.Обеспечение компьютерами.Подключение к Интернету.Поддержка администрации.Методическая подготовка учителя.Сотрудничество учеников, учителя и родителей. Что нужно для успешного внедрения метода проектов в образовательный процесс? Результаты работы. у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками, в т.ч. с Интернет ресурсами;ученики умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;умеют доказывать и обосновывать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.- возросли результаты обученности: Памятка для защиты проектов:1. Я подготовил проект на тему....2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….3. В ходе проекта я решил проблему...4.Для своего проекта отобрал материал.....5. Использовал такую литературу....6. Продукт моего проекта....7. Я хочу рассказать о.....8.На рисунке (фото) изображено..... 9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому , что....10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что.... Проект«Моя семья». Подводя итоги работы, я пришла к выводу, что совместная проектная деятельность является одной из удачных форм работы по развитию познавательной активности и творческих способностей учащихся, а также по формированию детского коллектива.В дальнейшем, я планирую продолжить внедрение данной технологии, т.к. результаты радуют меня, учеников и их родителей.А что может быть важнее в работе педагога?