Консультация для педагогов Организация игровой деятельности


Игровая деятельность в ДОУ как основа развития и воспитания дошкольникаСтарший воспитатель:Яковлева Ирина НиколаевнаМБДОУ «Детский сад № 6» г. Верещагино - на сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общественном развитии ребенка.на полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, обогащение его развития через различные виды деятельности, проявления его индивидуальности и творческого потенциала и личностных качеств (инициативности, самостоятельности, ответственности), предпосылок учебной деятельности.Принципы ФГОС ДО нацеливают дошкольных работников РФ: отойти от учебной модели в развитии и воспитании дошкольников через построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого дошкольника, учитывающего его психо- возрастные и индивидуальные возможности и склонности.Требования к дошкольному образованию в современных условиях: через видоизменение педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста- организацию ОД (образовательной деятельности) в условиях (РППС) в достижении качества образовательных результатов (целевые ориентиры) через построение индивидуальной траектории развития воспитания дошкольникаЗадача перед педагогами – обеспечить внедрение ФГОС ДО: В чем различие? В 80-90е годы 20века и 10 лет 21 века развитие, обучение дошкольников проходило через систему занятий, теперь необходимо организовать ОД – образование детей в естественной для них обстановке ( в не регламентированной форме)- через виды детской деятельности Как обеспечить это требование в условиях введения ФГОС ДО должно охватывать 5 образовательных областей:- социально - коммуникативное развитие- познавательное развитие,- речевое развитие, - художественно - эстетическое развитие,- физическое развитие. Содержание ООП ДОУ становится приоритетным направление для обеспечения социального благополучия дошкольников.. соответственно, в педагогической деятельности важно в полной мере использовать ведущие виды детской деятельности (игра, познание и др.) и через социальные ситуации Социально - коммуникативное развитие в ДОУ - в развивающей предметно - пространственной среде,- через характер взаимодействия ребенка со взрослыми- через характер взаимодействия ребенка с другими сверстниками - через систему отношений ребенка:*к миру, *другим людям, *самому себе.Социальные ситуации с воспитанниками организуются: Учет потребностей ребенка дошкольного возраста в: -игре -познании -общении -деятельностиРазвитие дошкольников с позиции ФГОС ДО предполагает составление траектории развития в зоне его ближайшего развития Игра имеет социальную основу Окружающая действительность мира чрезвычайно многообразна, а в игре находят отражение отдельные стороны жизни человека: -сфера человеческой деятельности, труда, -отношений между людьми. Социальный характер детской игры В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает: быт и труд окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними… По результатам исследований А.В. Запорожца с одной стороны, он ощущает себя в реальной ситуации (Здесь и Сейчас - я Коля), с другой стороны, он находится в мнимой воображаемой ситуации, исходя из того, какую взял на себя роль... В ходе игры РЕБЕНОК находится в 2 измерениях: В процессе игры происходит становление ЛИЧНОСТИ ребенка В ходе игры происходит освоение -норм поведения, - правил игры, -основы реальных взаимоотношений, Формируется потребность преобразования окружающей действительности, способность к созиданию нового Воспитывающая роль игр Младенец – до года - эмоциональное общение с окружающими близкими взрослымиРебенок 1-3 года – предметно - манипулятивная деятельность – действия с предметами и игрушками: один или со взрослымРебенок 3-7 лет – преобладание игровой деятельности через различные виды игр: совместно с кем - либо: рядом, вдвоем, втроем, подгруппой, коллективноДети после 7 лет – учебная деятельность (обучение)Динамика развития игры с учетом возрастных особенностей ребенка: Игры:- Подвижные, спортивные, игры соревнования- Народные игры- Сюжетно- ролевые- Развивающие игры - игры на развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение)- умственных способностей (сенсорные, умственные операции: сравнение, классификация и др.)- ТРИЗ- Строительные игры, игры из конструктора, ЛЕГО и др.- Дидактические игры, игры с правилами- Игры с природным и бросовым материалом- Театрализованные, режисерские игры, игры - драматизацииВиды игр: в игре ребенок воплощает: свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, исходя из свое еще маленького, но уже накопленного жизненного опыта…значимость сюжетно - ролевой игры заключается в том, что знакомство детей с деятельностью взрослых (общественная значимость труда, ее процесс и результат), эмоциональная окраска процесса деятельности взрослыхотображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр ПРИНЦИПЫ организации сюжетно-ролевых игр: Дети хорошо ориентируются в деятельности взрослых: -последовательно выполняемых ребенком действий с реальными предметами, а затем их изображением - организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей для проявления эмоционально- положительного отношения и для развития самостоятельности и активности всех участников игры:Обогащать игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей. Усвоенные правила и способы действий дети будут переноситься в другие игры с новыми объектамиНепосредственное участие в игре воспитателя, выполняющую свою игровую рольДля реализации данного принципов необходимые условия: Подбирать роли, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам,Предлагать решение посильных для ребенка - игровых задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, к проявлению активности и самостоятельностиСоздавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие желание их решить и радость от поиска их решения и ее разрешенияУдивляться догадкам детей, их возможностям находить способы решения затруднительных ситуаций, доброжелательной атмосфере игры, создавая специальные условия для застенчивых и неуверенных в себе детей.Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка) Попытаемся перенести схему организации деятельности с позиции деятельностного подхода на самоорганизацию СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ дошкольников:1 Определение цели – БУДЕМ ИГРАТЬ В ……………………. 2 Определение способов деятельности: КАК БУДЕМ ИГРАТЬ (замысел игры (сюжет игры, его развитие)): - какие роли кто на себя возьмет - чем будем играть, какие атрибуты нам понадобятся - где будем играть их подготовка Организация игры с позиции деятельностного подхода 3 Продумывание последовательности (план) игровых действий (ребенок строит планы, выбирает средства осуществления): - -обговаривание КАК БУДЕМ ИГРАТЬ (последовательность действий – с чего начнем играть, какие игровые сюжеты (игровые действия будут), как закончим игру)4 Реализация игрового плана (игровых действий) 5 Обсуждение (оценка) совместной ИГРЫ (как играли):- воплощение и развитие игрового сюжета- характеристика игровых действий участников игры в соответстствии со взятой ролью,- соблюдение правил игры - исполнения взятой на себя роли, - как разрешали затруднительные (конфликтные) ситуации в процессе игры, - какие испытывали чувства, получили ли радость от процесса игры, А)- нормативные правила (нормативные способы регуляции совместной деятельности) в стремлении и достижении успеха - выигрыша в процессе игрыБ) Особенность игры с правилами –происходит процесс состязательности, кто выиграетОсобенность игры с правилами: по степени подвижности:- малой подвижности- средней подвижности- высокой подвижностипо преобладающему виду движений:-игры с прыжками-игры с перебежкамипо предметами, которые используются в игре - с мячом, ленточками, обручами и др.Подвижные игры: по содержанию:-математические-природоведческие,-речевые и др. по дидактическому материалу:- игры с предметами и игрушками,- настольно-печатные - словесныеДидактические игры делятся: Первоначально играющие должны:- занять исходные позиции (справедливо: с равной для всех возможностью)- распределить функциональные места в игре (степень активности и порядок включения участников в ход игры)- затем должен быть развернут игровой цикл (реализованы конкретные действия, предполагаемые игрой), который завершается определением выигравшего в данной игре. Для повторения игрового цикла снова выбираются исходные позиции играющих и обговариваются игровые действия по заданным правилам. Схема развертывания игры с правилами: Дидактические игры- игра обучающая Дидактические игры создают взрослые 3 ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА Дидактическая игра - активная, интересная деятельность для ребенка – игровая. Знания и умения приобретаются в дидактической игре – являются для дошкольников - побочным продуктом деятельности, главное для ребенка игровое действие Особенность дидактической игры: Для ребенка младшего возраста и среднего возраста важны- игровые действия.Для ребенка старшей подготовительной группы важно решение игровых задач, выигрышОсобенность дидактической игры с учетом возраста ребенка расширение кругозора ребенка, значение и смысл предметовА)Игры с предметами знакомство с предметами реальной жизни и игрушки (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративного искусства)Б) объекты природы (овощи, фрукты, листья, шишки, семена др.)В) чудесный мешочекмладшие дети – название предмета средние - на ощупь узнавать предметастаршие дети - составлять описательный рассказ.Игры с предметами: Настольно- печатные игры направлены на уточнение, расширение, систематизацию знаний, расширение знаний об окружающем миреА) Парные картинки на определение:- сходства (2 яблока, 2 варежки)- что объединяет- в чем различие т.п.Б) ЛотоВ) ДоминоГ) ЛабиринтНастольно- печатные игры: Словесные игры, игры на мыслительном уровне без опоры на наглядность. Со средней группы на активизацию мыслительной деятельности А)народные игры (потешки, прибаутки с раннего возраста). На создание эмоционального настроя Б) игры загадки, игры перевертыши В) словесные игры- какое время года. Когда это бывает (отличительные признаки)- профессии - игры предложенияСловесные игры В игровой задаче раскрывается программа игровых действий, стимулируется желание ее выполнить. Игровая задача зафиксирована в названии игры «Поймай рыбку», «Угадай по описанию», «Скажи – наоборот», «Сложи картинку» и т.п.Игровые действия – это способы проявления активности детей в игровых целях: опустить руку в мешочек, нащупать игрушку, описать ее.Правила - обеспечивают реализацию игрового содержания, подчинение играющих правилу. Правила направлены на познавательную деятельность и выстраивание взаимоотношений в игре, устанавливают последовательность очередность игрыСтруктура дидактической игры Подбор дидактических материалов и дидактических игрушек и игрПродуманность их расположения для свободного доступа к ним детей: для самостоятельности и самоорганизацииБережное отношение к атрибутам игры, т.к. часто теряютсяОбучение д\игре через схему модель, возможности взаимообучения друг другаПостепенное усложнение игровых задач с учетом возраста детей Придумывания правил и положительных взаимоотношений в игреУсловия для проведения дидактических игр: