презентация Создание здоровьесберегающей среды на ступени НОО


Создание здоровьесберегающей среды на ступени начального общего образованияМБОУ «Коношская СОШ»Семинар директоров, январь 2012 год, заместитель директора по УВР Безденежных М. В. Нормативно-правовая база Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010 Новые нормы СаНПиНа Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001); Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000); О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002); Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.); Концепция УМК «Школа России». Конвенция ООН о правах ребенка; Цели и задачи программы Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов и формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.Задачи программы: -сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о вреде общения с ПК, просмотра телепередач, участия в азартных играх;Дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье;Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни (соблюдение правил личной гигиены, правильное и здоровое питание, рациональная организация режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксация); Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; Сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья Принципы построения программыпедагогический профессионализм;уважение к личности ребенка (ведущая идея гуманистической педагогики -ребенок – центр, цель, результат педагогической деятельности;сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог-педагог, педагог – ребенок);поддержка детских инициатив, творчества;сочетание общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей;индивидуальный подход и коллективное творчество;позитивное разрешение конфликтных ситуаций,педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика). Организация работы оу по формированию культуры здорового образа жизни 1 этап –анализ состояния и планирование работы ОУ по данному направлению: -организация режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, профилактике вредных привычек; -организации просветительской работы ОУ с учащимися и родителями; -выделение приоритетов в работе ОУ с учетом результатов проведенного анализа, возрастных особенностей обучающихся на ступени НОО2 этап-организация работы ОУ по данному направлению:1.просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:-внедрение в систему работы дополнительных образовательных программ с реализацией через внеурочную деятельность;-лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;-проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и др. мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни; 2. просветительско-воспитательная работа с педагогами, специалистами, родителями, направленная на повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей:-проведение лекций, семинаров, круглых столов;-приобретение для педагогов , специалистов и родителей необходимой научно-методической литературы;-привлечение педагогов, мед.работников , психологов и родителей по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований Формирование культуры здорового и безопасного образа жизниЗдоровье сберегающая инфраструктураОрганизация учебной и внеучебной деятельностиПросветительская работа с родителямиРеализация дополнительных программОрганизация физкультурно-оздоровительной работы


Здоровьесберегающая инфракструктураСоответствие состояния и содержания здания и помещений ОУ санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, также для хранения и приготовления пищи; Организация качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;Оснащенность кабинетов, физкультурных залов, спортивных площадок необходимым игровым и спортивным инвентарем и оборудованием;Наличие помещения для медицинского персонала;Наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися(логопед, учитель физической культуры, психолог, мед.работник) Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы Направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся:* Включение в учебный план 3 часа физкультуры * полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья(на уроках физической культуры, спортивном часе в ГПД),* рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени НОО (прогулки, экскурсии, уроки нетрадиционной формы;* Организация часа активных движений (динамической паузы)между 3 и 4 уроками (Новые нормы САН ПИН)*Организация динамических перемен, обязательных физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности*организация спортивный секций и создание условий для их эффективного функционирования *регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий(спортивные праздники, соревнования, конкурсы, смотры, походы) Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся Направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха: -Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки(объем д\з, занятие в кружках и секциях на всех этапах обучения);-использование методов и методик обучения в соответствии и возрастными возможностями и особенностями обучающихся;-введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;-строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе ПК и аудиовизуальных средств;-учет инд. особенностей развития темпа развития и темпа деятельности, работа по инд. программам НОО;-ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими спец. медицинские группы под контролем мед.работника Реализация дополнительных образовательных программнаправлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесссоздание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу.Предусматриваются разные формы организации занятий -интеграция в базовые образовательные дисциплины; -проведение часов здоровья; -факультативные занятия; -занятия в кружках, секциях; -проведение досуговых мероприятий: конкурсы, спортивные соревнования, дни здоровья, турслеты и мн. др Просветительская работа с родителямиЛекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам;Приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы;организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. Участники реализации программы формирования здорового и безопасного образа жизниУчитель, классный руководительУчителя физкультурыродителиПедагог психологМедицинский работник, ЦРБУчитель логопедДЮСШДДТ, ДКиД



Реализация программы формирования здорового образа жизни в школе Содержание программы1. Учет состояния детей:–определение группы здоровья.–учет посещаемости.–контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.2. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:–организация работы спортивных секций,–динамические паузы;–индивидуальные занятия;–организация спортивных перемен;–физкультминутки для учащихся, особенно для мл. школьников;–организация летнего ДОЛ с дневным пребыванием3. Урочная и внеурочная работа. -открытые уроки учителей физ. культуры, ОБЖ; -Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности. -Спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, флорбол, настольный теннис, стрельба, шашки рендзю. Механизмы реализации программы здорового образа жизни в школе Содержание работы Перспективный план реализации программына 2012-2015 уч. год Тематика основных мероприятий Строевой смотр и песниТематические классные часы «Моё здоровье»Игры «В гостях у Мойдодыра», «Познакомьтесь с Гигиеей»Дни здоровья, Кросс «Золотая осень» 1-4 классЗанятия в спортивных секцияхТуристские походы 1-3 классы, турслёт 4 класс Неделя безопасности дорожного движения Спортивные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты»Спортивные соревнования по подтягиванию, прыжкамРеализация программы «Полезные привычки» с 1 классаКонкурсы рисунков о здоровом образе жизни Конкурс рисунков «Мы за свое здоровье» Ожидаемые результаты от реализации программыИзменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью, выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;Повышение социально-психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе;Повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;устойчивые представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;знания о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Твое здоровье - чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься - значит, ты здоров. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, живи по законам природы, разума. Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум. Геродот Галикарнасский