Презентация по обобщению опыта работы над методической темой по русскому языку


КГАПОУ «Многофункциональный центр профессиональных квалификаций в области сервиса и гостеприимства» «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на основе анализа связного текста на уроках русского языка» определяют формирование коммуникативной компетенции следующим образом: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета». Формирование у учащихся следующих компетенций: языковой (правописной) лингвистической (более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры; обеспечение развития логического мышления, памяти, самоанализа) коммуникативной ( умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности) Включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Определяется, как творческая способность обучающегося пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию. Способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения Знание основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте Умение анализировать текст Формирование функциональной грамотности учащихся Формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи Формирование общелингвистической компетентности для успешного овладения другими предметами Изучение возможностей обучающихся Подбор соответствующих методикСамодиагностика учащихся, результаты анкетирования, результаты наблюдений педагогов, работающих в данной группе Умение анализировать содержание и форму исходного текста Умение выражать личностную позицию Умение последовательно излагать собственные мысли Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка Орфографические и пунктуационные уменияВладение нормами современного литературного языка. предметно-информационная деятельностно - коммуникативная личностно-ориентационной Основа формирования коммуникативной компетенцииОбеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве.Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты – продукта речевой деятельности лингвистический лингвостилистическийфилологическийлингвоэстетический комплексный (целостный)   1. Анализ готового текстаНаблюдения по специально подготовленным вопросам и заданиям Выделение ( опознание ) и характеристика (разбор) нужных элементов Сравнение сопоставимых явлений языка Анализ текста с точки зрения соотносительности использованных в нём языковых средств и задачи содержания высказывания 2. Преобразование данного текста Языковой экспериментСинонимические заменыПостроение различных единиц языка (по опорным элементам и предложенным моделям , схемам)Распространение исходного текстаСжатие текстаРедактирование 3. Создание высказывания (или его частей) Выбор языковых средств или типа речи в соответствии с данной темой или ситуацией высказыванияКонструирование высказываний с учётом предложенной речевой ситуацииПодготовка планов и рабочих материалов к сочинению на данную тему (в определённом или избранном стиле речи)Создание фрагментов сочиненияСочинение на предложенную или самостоятельно сформулированную тему в определённом стиле речи 4.Подготовка к созданию вторичных текстов (текст, созданный на основе текста-оригинала (авторского текста) Выразительное чтение Выделение опорных слов и словосочетанийДеление текста на относительно самостоятельные (законченные) в смысловом отношении отрезки Составление планаОпределение микротемы и основной мысли каждой части Подготовка тезисов Составление на этой основе собственного высказывания  5.Составление вторичного текстааннотацииконспектырефераты изложения сочинения Пересказ вместо четко сформулированной темы и идеи текста Неумение верно оформлять собственное письменное высказываниеБедность лексико-грамматического строя речиОтсутствие умения аргументированно выражать личностную позициюБедность образных средств речиНаличие общеязыковых штампов, недостаток собственного взгляда на поднимаемую в тексте проблему, узость кругозора Возможные направления формирования коммуникативной компетенции обучающихся на основе анализа связного текста на уроках русского языкаРеализация межпредметных связей (литература, предметы общепрофессиональных и специальных дисциплин по профессиям «Повар, кондитер», «Официант, бармен»Развитие умения ориентироваться в различных речевых ситуацияхОбучение умению выстраивать диалогическое высказывание через тексты, используемые на других учебных предметах