Урок литературы в 11 классе по теме: Поэтическое новаторство В.В.Маяковского.
«Я хочу быть понят своей страной, а не буду понят – что ж…» Владимир Владимирович Маяковский 7 июля 1893-14 апреля 1930 «ФУТУРИЗМ» Просмотр видео с сайта ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) "Поэтическое новаторство В.В.Маяковского". до УТВЕРЖДЕНИЯ после Футуризм является проявлением авангарда в искусстве начала 20 века Первый сборник русских футуристов назывался «Садок судей» Наиболее эпатажной из футуристических групп была «Центрифуга» Основой программы поэтов-футуристов было отрицание культурной традиции и создание нового сверхискусства Для футуризма характерно бунтарство, которое проявлялось в массовых драках представителей различных групп Творчество В.Маяковского тесно связано с творчеством символистов Свою эпатажность кубофутуристы проявляли только на уровне поэтического творчества Работы братьев Бурлюков представлены в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан Группа футуристов.Слева направо:А. Кручёных, Д. Бурлюк, В. Маяковский, Б. Лившиц, позади Н. Бурлюк. 1913. Фото. В стихах молодого Маяковского поражало необычайное содержание, ошеломляющая поэтическая новизна – то, что отпугивало современную ему критику, не способную понять и объяснить эту новизну. Поражала фантазия поэта, гиперболичность и пластика образов, дерзкая метафоричность, в которой сближались далёкие друг от друга понятия и вещи. (Слезают слёзы с крыши в трубы,// к руке реки чертя полоски;// а в неба свисшиеся губы// воткнули каменные соски.// («Кое-что про Петербург»)Это производило разное впечатление: одних раздражало, других смущало, третьих восхищало… Маяковский хотел быть поэтом толпы.Стих Маяковского всегда активен, рассчитан не только на сочувствие, но и на соучастие читателя. Сила лирики, по Маяковскому, в её заряженности большим чувством, большой идеей. Поэт не рассказывает, не сообщает – он убеждает, доказывает. Комната В. В. Маяковского В. Маяковский. Москва. 1918. К 1918 относятся опыты Маяковского в области кино (всего снято три фильма, полностью сохранился один – Барышня и хулиган; Маяковский выступил в роли сценариста, режиссера и актера). Впоследствии Маяковский неоднократно писал киносценарии, часть которых – Трое, Октябрюхов и Декабрюхов – была реализована. В 1919–1922 Маяковский сотрудничал как художник и автор текстов, а затем и руководил мастерской по изготовлению так называемых «Окон РОСТА» (Российского телеграфного агентства) – плакатов, предназначенных для вывешивания в витринах пустующих магазинов и отражающих злободневные политические и военные события. К детской литературе Маяковский обратился в 1918 г. Но 1926-1929 - годы плодотворной писательской работы Маяковского для детей.Ему удаётся написать в год три-четыре стихотворения о героике борьбы со стихией, о разных странах света, о человеке-труженике, о выборе юношеством профессии. В основе большинства детских произведений Маяковского – проблемы социальные. И важнейшая среди них – проблема труда.Разнообразны жанры детских стихов: сказка, поэма, песня, поэтический рассказ и др. Для всех стихов характерна разговорная интонация, богатство используемой лексики: живая речь взрослых и детей, диалектизмы, просторечия, новые слова, рождённые эпохой (пролетарий, буржуй) и авторские неологизмы (море синеволное).«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» (1925)«Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925)«Эта книжечка моя про моря и про маяк» (1926)«Конь – огонь» (1927)«Кем быть?» (1928)«Песня – молния» (1929) и др. Произведения В. Маяковского изданы в СССР 1198 раз на 85 языкахобщим тиражом 143, 9 миллиона экземпляров. За рубежом книги В. Маяковского выходили более 500 раз на 45 языках. В чём заключалось поэтическое новаторство В.В.Маяковского?УчебникСтр.412-413 Поэзия – это то, что заставляет жить. Это труд. Маяковский – поэт-новатор: новаторство проявляется и в построении произведения, и в создании рифмы, и в использовании средств художественной выразительности и авторских неологизмов. Словотворчество, звукопись, рубленая строка стихотворения (лесенка), метафоричность отличают его творчество . Споры о судьбе и творчестве поэта не утихают до сих пор. Ясно одно: Маяковский – одна из оригинальнейших, ярких творческих фигур xx века. Его поэтическая система была новаторской и оказала огромное влияние на всю поэзию xx века. Домашнее задание Прочитать стихотворение В.Маяковского «Сергею Есенину»Хрестоматия с.415. Тестирование 1.К какому литературному течению принадлежал Маяковский? 1-футуризм 2- акмеизм 3 эгофутуризм2. Какой приём использует Маяковский в следующем примере? (Гриб./ Грабь./ Гроб./ Груб.) 1-метафора 2-аллитерация 3-сравнение 4-эпитет3.Стихотворением, громко заявившим о рождении поэзии революции, явилось стихотворение Маяковского: 1- «Левый марш» 2- «Юбилейное» 3- «Прозаседавшиеся»4.О какой из своих поэм Маяковский сказал: «Четыре крика четырёх частей»? 1- «Левый марш», 2- «В.И.Ленин» 3- «Хорошо!» 4- «Облако в штанах»5.Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это: 1.Художественный приём намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным. 2.Один из тропов, художественное преувеличение. 3.Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.6.О назначении поэта и поэзии Маяковский сказал в произведении 1- «Письмо Татьяне Яковлевой» 2- «Во весь голос» 3- «О дряни» 4- «Хорошо!» Тестирование 1-1
2-2
3-1
4-4
5-1
6-2 Василий Каменский В. Каменский. Рисунок В. Маяковского. 1913. ЯрославВасильевич Смеляков