Доклад на тему Методика развития коммуникативных навыков у младших школьников на уроках английского языка по теме «Животные» в 1 классе


Методика развития коммуникативных навыков у младших школьников на уроках английского языка по теме «Животные» в 1 классе  1Теоретические основы развития коммуникативных навыков в процессе изучения иностранного языка 1.1 Значение коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников1.2 Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников.1.3 Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков 2.1Эффективность практической работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников 3.Заключение Содержание  Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов. С переходом учащихся на 12-летние образование ,согласно проекту ГОСНШ-2014 изучению английского языка с 1 класса уделяется большое внимание , и перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют специальную подготовку для работы с малышами, мало. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, – задача весьма нелегкая и ответственная. Поэтому у них нередко проявляется недостаточный уровень владения коммуникативными навыками. Следовательно, педагогам необходимо время от времени совершенствовать свою квалификацию для успешного формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.    Введение  Значение коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем» Для рассмотрения значения коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников, необходимо определиться с понятием «навыки». Под термином «навыки» мы понимаем автоматизированные способы выполнения действий. А коммуникативные навыки на наш взгляд отождествляются с навыками общения.  При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей младших школьников.  Младший школьный возраст является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками на уроках английского языка.  Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связано с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке. Для младшего школьного возраста (6–10 лет) характерна готовность к школьному обучению, в основе которой лежит интерес к новой деятельности, являющейся источником мотивации обучения. Готовность ребенка к школе определяется его владением достаточным объемом знаний из области повседневного общения ,культурой и поведением, умением сотрудничать, желанием учиться. Эти качества формируются в семье, в преддошкольные годы, и от уровня их сформированности в значительной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения. Многие методисты считают ранее начало занятий по иностранному языку предпочтительно для достижения базового уровня овладения коммуникативными навыками. Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников На первой ступени обучения (в I–IV классах) реализуются следующие цели: – способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру в том возрасте, когда они еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению; – сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; – ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке; – приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения, формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка; – формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся Содержание обучения в рамках начального школьного этапа определяется программой и направлена на формирование основ коммуникативной компетенции. Что мы понимаем под термином «коммуникативная компетенция»? Это способность гибко и эффективно пользоваться иностранным языком в пределах понимания и передачи информации. Так как начальная школа является первым звеном в общей системе школьного образования, то ее задача состоит в том, чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, позволяющей осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей младшего школьного возраста. Коммуникативная компетенция является ведущей целью урока английского языка и определяет структуру урока. С началом нового века в мировой теории и практике обучения иностранным языкам появились многочисленные методы, направленные на формирование коммуникативных навыков. Наиболее эффективной методикой обучения иностранным языкам ведущие специалисты в сфере лингвистического образования считают коммуникативную методику (The Communicative Approach) преподавания. Приемы коммуникативной методики используются, как правило, в коммуникативных играх, в процессе которых обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Использование игры как способа формирования коммуникативных навыков в начальной школе, позволяют учителю формулировать такие речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения(Е.И. Негневицкая). Например, в первом классе для организации тренировки детей в употреблении лексики по теме « Животные» можно предложить такую речевую задачу: «Злой волшебник заколдовал животных. Чтобы их расколдовать (это игровой мотив), нужно назвать их по-английски .Вслед за учителем, который дает образец решения коммуникативной задачи, каждый ученик называет животное.У1: This is a fox.У2: This is a tiger.У3: This is a hare. Учитель предлагает сыграть в «Парк сафари» . Показывает на слайде изображение любого животного и просит учащегося назвать его по-английски. Побеждает тот , кто правильно и больше всех назвал животных. Нравится учащимся игра “ Right or wrong chair?’’Учитель показывает картинку с изображеним животного и дает либо правильное его описание , либо ошибочное. Если говорит правильно ученик садится на мягкий стул( правильный) , а если сообщает неправильную информацию –садится на твердый стул( неправильный). Игра « Угадай животное и назови его по-английски» Ученик слушает описание животного и распознает на слух, какое это животное.Teacher: “ It is a wild animal. It is white or grey and it can run very fast” ( a hare).Игры способствуют выполнению следующих методических задач: – создание психологической готовности детей к речевому общению; – обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала. – тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта; Американский психолог Д. Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самостоятельностью» – человека – собирание своего «я». Игра – это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Есть отрасль медицины и психологии– игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребёнка. Игрою можно ободрить и одобрить ребёнка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства.  К методическим инструментам по формированию коммуникативных навыков можно отнести функционально – коммуникативные задания, которые включают в себя восстановление логической последовательности в серии фотографий или фрагментов текста, обнаружение отсутствующих элементов в изображениях и текстах, формулирование точных инструкций партнеру для успешного выполнения им задания, поиск ответов на вопрос путем соединения вместе всех факторов, известных остальным участникам и другое. Например: предлагается серия картинок с изображением 9 диких животных и одним домашним. Учитель задает вопрос учащимся ‘ which animal is the odd one?” ( одно домашнее животное будет лишним) 1)Использование невербальных средств общения. ( Использование невербальных средств общения-мимики и жестов - является испытанным способом объяснения значений новых слов для начинающих. Это позволяет избежать постоянного перевода на русский язык. Например, команда «sit down» может сопровождаться взмахом руки сверху вниз, команда «listen to me»- ладонь около уха, команда «enough»-рука поднята ладонью вперёд, команда «try again»-поощрительный жест рукой «к себе»). 2)Приёмы запоминания новых слов. (Слова иностранного языка нужно заучивать, а это большая трата времени и труд совсем не привлекательный. Существует несколько общих рекомендаций.Например, при записывании английских слов в тетрадь-словарик вместо словесного перевода рисуется картинка, т.е. учащиеся запоминают не русское значение слова, а его образ)- A dog- A catРабота по цепочке(chain drill)- вид упражнений, когда дается значение нового слова, 1-й ученик даёт ему характеристику и обращается ко 2-му ученику, тот повторяет структуру, добавляет свою характеристику иобращается к 3-му ученику и т.д. и в результате многократного восприятия и использования ученики запоминают новую лексику.А cat---my cat---my grey cat---my nice grey cat... Одним из важных элементов, составляющих методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков на уроке английского языка является учебно-методический комплекс (УМК). Каждый учитель-экспериментатор, исходя из своих особенностей и возможностей его учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения, но творить он должен внутри УМК, не нарушая его принципов. Предлагаемые песни и игры соотносятся с содержанием учебников и могут быть использованы как на уроках, так и при подготовке внеклассных мероприятий в классе и дома. – Психическое  развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в процессе овладения коммуникативными навыками и благодаря которому младший школьник получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Коммуникация имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение младший школьник, благодаря широким возможностям к научению, приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.  2.1Эффективность практической работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников. Все вышеназванные методы и приемы по развитию коммуникативных навыков применялись мною на уроках английского языка в 1А и 1Б классах в Булаевской средней школе №2 . по разным темам. Наибольший интерес у учащихся вызывали коммуникативные задания, связанные с иноязычным общением. Школьники лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи. Диалог на уроке английского языка служит для них мотивом усвоения новых слов. Различные коммуникативные приёмы являются любимой деятельностью учащихся на уроке. Примером может послужить урок английского языка по теме « Животные» проведенный в обоих классах. Тема: «Домашние и дикие животные» Задачи: 1. Познакомить учащихся с новыми словами и научить их правильному произношению, а также отличать их от других слов; 2. Развивать навыки слушания, говорения 3. Продолжить работу над закреплением счета в пределах 10; 4. Повторить лексику прошлого урока; 5. Воспитывать интерес у учащихся к изучению предмета. Оборудование: Мягкая игрушка Teddy Bear, картинки животных, конверты с разрезанными картинками (5шт.), смайлики 50 (шт.), картинка солнца. Ход урока.  1. Орг.момент. Good morning pupils! Sit down please. 2. Целеполагание. -Итак, ребята, сегодня на урок к нам пришел сказочный персонаж – мишка Teddy. Он говорит нам, здравствуйте. -А как по-английски сказать здравствуйте?(hello) -Hello -А как по-английски сказать, как тебя зовут? (What is your name?) -My name is Teddy. -А теперь давайте спросим, как у тебя дела? (how are you?) - I am fine thank you. -Как спросить, откуда ты? (Where are you from?) - I am from America. -Молодцы ребята. Но Teddy пришел к нам сегодня не просто так, а принес с собой новые слова, а чтобы узнать какие, мы должны с вами выполнить задания, которые он для нас приготовил. А за каждый правильный ответ вы будете получать смайлики, у кого будет больше смайликов, тот получит пятерку. -Готовы? Тогда начинаем наш урок. 3. Фонетическая разминка. -Посмотрите ребята, Teddy принес нам 10 цифр , но как всегда все перепутал. Давайте-ка поможем ему и расставим цифры в правильной последовательности. 10 3 8 9 4 7 6 1 5 21 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (Ученики выходят к доске и располагают цифры правильно, за каждый правильный ответ ученик получает смайлик)  4.Актуализация знаний. -Сейчас я буду показывать вам картинки с домашними животными, которых мы изучили на прошлом уроке, а вы должны называть их по-английски. поросенок, кошка, собака , корова, овца, теленок ….-Сколько на картинке поросят? (two) -А сколько кошек (one) -На сколько собак больше, чем кошек? (in two) -Так сколько же тогда собак? (three) -Сколько овец (two) -Сколько телят (five) (записываю числа на доске) -Какие числа мы не назвали? (4,6,7,8,9,10) -Кто сможет посчитать от 1 до 10 по-английски? -А теперь давайте хором. -Молодцы ребята. Вы выполнили все задания Teddy и теперь наконец-то мы можем узнать, какие новые слова он нам принес. А наш сказочный герой будет наблюдать за тем, как мы с вами работаем. 5. Изучение нового материала. -Итак, посмотрите на доску, кто знает, что это за животные?-Это -ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ЛИСА, ЗАЯЦ, ТИГР , ЛЕВ, МЕДВЕДЬ, ЕЖ СЛОН6.Физминутка ( использование ИКТ) Давайте все вместе произнесем их по-английски. ( WOLF BEAR FOX HARE TIGER LION HEDGEHOG ELEPHANT) У1: This is a fox. У3: This is a hare. У2: This is a tiger. У4: This is a lion У5: This is a hedgehog У6: This is an elephant 7. Закрепление изученного материалаМолодцы, Teddy очень доволен вашей работой и предлагает А) Сыграть в игру « правильный / неправильный стул» Теddy будет показывать картинки животных и называть их по-английски. Если он правильно назовет животное –вы садитесь на мягкий ( правильный стул), а если он допустит ошибку –садитесь на твердый ( неправильный стул). Работаем поочередно или по-командно.B)-Teddy предлагает угадать по описанию название животного “ It is a wild animal. It is white or grey and it can run very fast” ( a hare). “ It is a big grey animal. It has got а long nose’’( elephant) This is а strong animal. It is orange. It’s head has long hare .( a lion)C) -Teddy хочет поиграть с вами в игру « Какое животное лишнее?» Он покажет и назовет несколько животных, среди которых одно лишнее. -WOLF, BEAR, FOX, HARE, TIGER, LION, PIG, HEDGEHOG , ELEPHANT D) – На столе лежат конверты с зашифрованными русскими словами. Работая в парах, расшифруйте их и скажите их по –английски. 1.Е л в –лев 2.зяца-заяц 3. Сиал-лиса 4. Нолс-слон 5.жеик-ежик 6.ловк-волк 7.демведь-медведь 8. Рефлексия. Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, и Teddy приготовил для вас солнышко. -Скажите, сколько на нем лучиков? (10) -Как по-английски 10? -А какого цвета солнышко? (желтого) -Как по-английски желтый? (yellow) -Каждый лучик соответствует заданию, выполненному на уроке. -Скажите, какие задания мы сегодня выполняли, что нового вы сегодня узнали.  9. Оценивание. -А теперь посчитайте, сколько у кого фишек. Teddy хочет поблагодарить вас за то, что вы очень помогли ему сегодня и показали, какие вы все умные. Он желает вам успехов в дальнейшей учебе. Урок закончен. До свидания!. Используемые приемы работы способствуют развитию диалогической речи, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучению английского языка. Коммуникативный подход соответствует данным современным тенденциям в методике, а именно предполагает: 1. Речевую направленность обучения. 2. Учет индивидуально – психологических особенностей учащегося при ведущей роли его личностного аспекта. 3. Речемыслительную активность как постоянную вовлеченность учащихся в процесс общения в непосредственной (вербальной) либо опосредованной (мыслительной) форме. 4. Функциональный подход к отбору учебного материала