Презентация Лидерство в школьном подростковом социуме (на примере МБОУ «Шипуновская СОШ имени А.В. Луначарского» с. Шипуново)


Районная научно-практическая краеведческая конференция «Село мое родное»1 Особенности проявления лидерства в подростковом социуме села Шипуново Зюкова Ирина, 9 класс МБОУ «Шипуновская СОШ имени А.В. Луначарского»2016 Актуальность исследованияНеобходимость выявления лидерских качеств у подростков в связи с: Потребностью общества в конкурентоспособных лидерах «Благополучие России в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от воспитания молодого поколения, способного максимально реализовать свой лидерский и творческий потенциал в интересах личностного и общественного роста».(Послание Президента Федеральному собранию РФ)Потребностью школы в разработке целесообразных механизмов выполнения социального заказа общества, в том числе через выстраивание межличностных отношений в воспитательном процессе«Успешная социализация - социальный заказ общества образованию» (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)Потребностью самих подростков в жизненном самоопределении.«Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью». ( Л.С. Выготский)2 3 {00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}ЦельВыявить особенности проявления лидерства и социальной роли лидера в подростковой среде сельской школыОбъект Лидерство в подростковой средеПредметОсобенности проявления лидерства в подростковом социуме с ШипуновоБаза исследования 223 анкеты подростков (14-17 лет), обучающихся в МБОУ «Шипуновская СОШ имени А.В. Луначарского» с. Шипуново, итоги устного опроса 24 учителей {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ГипотезаЗадачи1В силу возрастного процесса идентификации подростки стремятся повысить свой статус в иерархии межличностных отношений через лидерство в классе, школе и др.Определить соотношение уровня притязаний фокусной группы подростков на лидерство и реальных показателей их лидерских способностей2Подростки признают ситуативного лидера по его/ее физическим и личностным чертамВыявить мнения подростков о лидерстве и основных чертах лидера3Окружающий социум школы может стимулировать/подавлять стремление подростков к лидерствуОпределить влияние окружающего социума на стремление подростков к лидерству4Методы исследования - общенаучные: анализ, синтез, аналогия; моделирование; методы социологического исследования : опрос в виде интервьюирования и анкетирования) Классические теории лидерства«Теория черт» (харизматическая) (Э. Богардус);«Теория лидерства как функции группы" (Г.Хомманс и др.)«Теория лидерства как функции ситуации" (Р.Бейлс, А.Хейр, Т.Ньюком, Ф.Фидлер);Этапы исследования детского лидерства в РоссииНачало ХХ века (20-30-е годы) - «Вожачество» В.П.Вахтеров, А.С. Залужный, Б.Н. Эльконин, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская);Середина ХХ века (40-90-е г.г.) - «Пионерское движение» В.Д. Иванов, В.А. Сухомлинский, Е.В. Титова, А.П.Шпон), ученическое самоуправление (Н.М. Зосимов, В.П. Коротов);Начало ХХI века - «Лидерский потенциал» (А.Л.Уманский, О.А. Павлова, Т.Л. Хацкевич). 5 Определение слов «лидер» ,«лидерство»Лидер: (от англ. «leader» идущий впереди)  авторитетный член организации, малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Влияние лидера имеет неформальный характер и складывается стихийно.Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. (А.Л. Уманский)6 Интерпретация результатов теста по выявлению личностных качеств подростков «Кто вы?» (44 подростка) 2015гИнтерпретация результатов опроса по выявлению личностных качеств подростков на основе теста «Кто вы?» (50 подростков) 2016гОткрыты для новых идей, легко усваивают новоеДоброжелательные, развитая эмпатияЛидерство, умение концентрироваться на главной целиРаспланированная предсказуемая жизнь, не любят сюрпризыСпособны увлечь за собой многих, неутомимые проповедникиОткрыты для новых идей, легко усваивают новоеДоброжелательные, развитая эмпатияЛидерство, умение концентрироваться на главной целиРаспланированная предсказуемая жизнь, не любят сюрпризыСпособны увлечь за собой многих, неутомимые проповедники7 Итоги диагностики лидерских способностей подростков 8 класса 2015 гИнтерпретация результатов теста по выявлению личностных качеств подростков «Кто вы?» (44 подростка)«Диагностика лидерских способностей» Интерпретация результатов теста Е. Жарикова, Е. Крушельницкого(44 подростка)Качества лидера выражены:слабо: 38%средне: 55%сильно: 5%диктатор: 2%8{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Открыты для новых идей, легко усваивают новоеДоброжелательные, развитая эмпатияЛидерство, умение концентрироваться на главной целиРаспланированная предсказуемая жизнь, не любят сюрпризыСпособны увлечь за собой многих, неутомимые проповедники7%31%2030%12% Итоги диагностики лидерских способностей подростков 9 класса 2016 гИнтерпретация результатов опроса по выявлению личностных качеств подростков на основе теста «Кто вы?» (50 подростка)«Диагностика лидерских способностей» Интерпретация результатов теста Е. Жарикова, Е. Крушельницкого(50 подростка)Качества лидера выражены:слабо: 26%средне: 64%сильно: 10%диктатор: 0%9{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Открыты для новых идей, легко усваивают новоеДоброжелательные, развитая эмпатияЛидерство, умение концентрироваться на главной целиРаспланированная предсказуемая жизнь, не любят сюрпризыСпособны увлечь за собой многих, неутомимые проповедники4%22%3228%14% таблица{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}11А15 респондентов17 - 18 летСлабоСреднеСильноДиктат27%( 4 респ.)60%(9 респ.)13%( 2 респ.)0%МЖМЖМЖМЖ78%22%50%50%50%50%0%0%{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}11В20 респондентов17 -18 летСлабоСреднеСильноДиктат15%( 3 респ.)50%( 10 респ.)10%( 2 респ.)25%( 5 респ.)МЖМЖМЖМЖ33%67%50%50%50%50%80%20%10{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}11 классы35 респондентов17 – 18 летСлабоСреднеСильноДиктат20%( 7 респ.)54% ( 19 респ.)11%( 4 респ.)15%( 5 респ.)МЖМЖМЖМЖ71%29%37%63%50%50%80%20% Я считаю себя лидером потому что…11№ВопросОтветыНетСкорее нетНе знаюСкорее даДа1Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей 2% 16% 18% 17% 30%2Я готов рисковать, чтобы испытать новое 6% 4% 6% 18% 66%3Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным 12% 16% 28% 32% 12%4При организации дел, я учитываю мнение товарищей 12% 4% 18% 12% 54%5Я нахожу выход в сложных ситуациях 4% 12% 4% 44% 36%Рис.1_ Итоги анкетирования 50 подростков «Проявление лидерских качеств у подростков-учащихся 8 классов средней школы с. Шипуново ( в %) Основные черты лидера(итоги устного опроса «Я признаю / не признаю лидером того, кто…» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Привлекательные черты:Внешние данные: высокий рост, сильный, красивый, здоровый, стильно одевается, аккуратность, чистоплотность, громкий голос, модная прическаЛичностные черты: надежность, энергичность, смелость, жизнерадостность; общительность, активность, инициативность, самообладание, организованность, умение убеждать, поддержать в нужную минуту, защитить, постоять за себя и других, интеллект, независимость, гибкость, чувство юмора, Отталкивающие черты:конфликтность, раздражительность, придирчивость, лень, любит командовать, а сам(а) ничего не делает, суетливость, жадность, нечувствительность к чужим переживаниям, мелочность, ущемляет права других, честолюбие, склонность к интригам и сплетням, лицемерие, несамостоятельность, агрессивность, задиристость, самолюбование, злопамятство12 Типы лидеров13 Итоги опроса учителей «Черты лидера» 14ЧертыСоциальная роль лидера в классе ОрганизованностьВовлекает в процесс деятельности участников. Фиксирует и помогает анализировать идеиОтветственностьДелает замечания и исправляет ошибки, щадя самолюбие участников. Соблюдает регламент и принятые правилаАктивностьАнализирует опыт и знания всех участников. Способен быстро перестраиватьсяКоммуникабельностьСпособствует обмену информацией, установлению контактов с классом и взрослымиТворчествоСоздает условия для раскрытия мнений у всех участников, стимулирует и демонстрирует личные возможности подростковСамостоятельностьПоддерживает и вдохновляет всех участников. Оперативно перерабатывает информацию, анализирует и резюмирует информацию и результаты игры {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Выводы1Выявлено несовпадение показателей мотивации подростковна лидерство (88%) и уровнем реального проявления у них качеств лидера (52%) в 36%. Черты лидера выражены очень сильно у 2% , сильно – 5%, средне - 55%, слабо – у 38% восьмиклассников школы. 2Выделены 2 типа лидеров в школьном социуме (формальные и неформальные) Успешность реализации мотивации на лидерство зависит, по мнению подростков, отВнешних физических данных: рост, сила, красота, здоровье, умение стильно одеваться, чистоплотность, громкий голос.Личностных черт: общительность, активность, самообладание, воля, организованность, умение убеждать, выслушать, сопереживать, личная успешность, независимость, гибкость 3Определено значительное влияние окружающего школьного социума на стимулирование подростков к лидерству и возможности реализации15 16