Презентация по русскому языку СПП предложение с придаточными изъяснительными (9 класс)
Двадцать шестое ноября Классная работа Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными Учитель: Морозова Н.А.Урок русского языка Задачи урока Повторить признаки СПП с придаточными определительными Познакомиться с особенности СПП с придаточными изъяснительными(строение, средства связи, положение в СПП)Совершенствовать речевые, орфографические, пунктуационные навыкиПродолжать учиться строить схемы СПП Девиз урока:«Навстречу прекрасному!» Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная… Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это- удел юных и настойчивых… Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите! К.Г.Паустовский Повторим, вспомним… Расскажите о видах СПП по схемам СПП с придаточными…………… СПП с придаточными…………. Средства связи Сущ. Средства связи глагол Средства связи Работа с синтаксическими синонимами По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет».Собака словно просила: «Не прогоняйте меня!»Нас не спрашивают: «Вы хотите сдавать экзамены?»Суеверные люди уверяют: «Встреча с чёрной кошкой сулит несчастье».В косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают , знаки вопроса и восклицания не ставятся. Разговор о главном… На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? Какое положение в СПП могут занимать?К чему в главной части относятся? Чем присоединяются к главному? С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? Наши исследования… Отвечают на падежные вопросыОтносятся к словам, которые имеют значения речи, мысли или чувства. Это чаще всего глаголы (сказал, ответил, спросил, подумал, решил и др.) Прикрепляются к изъяснительному слову при помощи союзов (что, как, будто, чтобы), союзных слов или при помощи частицы ли, употреблённой в значении союза «Предложение – великое изобретение человечества, равно как и слово. В нём всё: и бездна Вселенной, и морские глубины, и тайны бытия, и многовековая пыль Вечности…» Д.С.Лихачёв Работа с предложением Улицы где мы провели детство и юность навсегда останутся в памяти.Надо закончить наконец то дело что мы начали на прошлой неделе.Все кто был в походе ещё больше сдружились за эти две недели.Ясно было кто стрелял.Будешь знать как с ружьём баловать!Я никак не мог определить откуда раздавался шорох. Проверим знаки и схемы Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в памяти. […сущ.,(где...),...].Надо закончить, наконец, то дело, что мы начали на прошлой неделе. […указ. сл.+ сущ.],(что…).Все, кто был в походе, ещё больше сдружились за эти две недели. [...мест.,(кто...),...].Ясно было, кто стрелял. [...глаг],(кто...).Будешь знать, как с ружьём баловать! [...глаг],(как...)!Я никак не мог определить, откуда раздавался шорох. [...глаг],(откуда...). Постройте схемы Я вспомнил рассказы о том что вороны как и сороки любят блестящие предметы. Я вижу как рождается ночь.Петя всегда требовал от младшей сестры Тани чтобы она не уходила далеко от дома.Самый счастливый человек тот который даёт счастье наибольшему числу людей.Он любил чтобы в комнате были цветы. Не думаю чтобы он мог поступить так опрометчиво. О необычном долголетии розовых кустов которые кажутся такими хрупкими и недолговечными можно рассказывать легенды. Обобщим… Как определить вид придаточного?Задать от главной части вопрос.Определить, от какой части речи зависит.Выяснить средство связи.Установить смысловую связь между частями.Сделать вывод. Придаточные изъяснительные Вставьте союзы или союзные слова. Старайтесь по возможности не повторять одни и те же слова или союзы. Расставьте знаки препинания, укажите тип придаточного предложения.И смутно понял я тогда _____ мне на родину следа не отыскать уж (н_)когда. Он (не)смел думать о том____ получить какое(нибудь) право на внимание улетавшей (в)дали красавицы. В Диканьке (н_)кто (не)слышал___ черт украл месяц.Я думал___ любовь погасла навсегда. Я сегодня не помню___ было вчера по утрам забываю свои вечера в белый день забываю огни по ночам забываю дни. Сначала она прочла о том___ лакей и горничная убирая роскошную гости_ую дли_но говорили о барышне Анне Сергеевне. Месяц тому назад он приобрел выигрышный билет и теперь рассчитывал___ ему придется заплатить за все время погашения. Составьте предложения по схемам [...глаг…],(как...).[...сущ.,(которые...),...].[…сущ.,(где...),...].[…глаг.,(когда…).[…],и […].[...сущ],(что…). Попробуем сами… (моделирование) Перестройте простые предложения в сложноподчиненные с придаточной изъяснительной частью.В программе «Время» сообщили об открытии фестиваля самодеятельных театральных коллективов в Калуге.У этого человека сложилось твердое убеждение в своей правоте.Каждый из нас должен стремиться к самопознанию и самосовершенствованию. Обобщим… Продолжи фразу: Придаточные изъяснительные отвечают …. в главном предложении при изъяснительных словах может быть……….Зависят от….. Прикрепляются к изъяснительному при помощи …. Придаточные изъяснительные стоят …………