Презентация по русскому языку на тему СПП с придаточными изъяснительными (9 класс)
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными * Лингвистическая разминкаГотовимся к ГИА (задание А4) Укажите ошибочное суждение.1. В слове СПОСОБ все согласные глухие2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым. 2 * Лингвистическая разминкаГотовимся к ГИА (задание В7) B7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард. 5 * Опрос по пройденным темам. 1. На какие группы делятся СПП по их значению?2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?3. Как различить союз и союзное слово?4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они выражаются?5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными. * Определим цели и задачи урока Познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными.Проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных предложениях.Продолжим работать над составлением схем СПП.Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи * Изучив параграф 23, составьте опорную схему СПП с придаточным изъяснительным К чему относятся придаточные изъяснительные?Какие части речи выступают в качестве контактного слова?На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению? * Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным
[ ] , ( ). К. СЛ.+(УК.СЛ.) С.СЛОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО …СОЮЗЫ: ЧТО, КАК, КУДА …ЧАСТИЦА ЛИ х ? КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ * Образец: [Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). [ ],(насколько ). 1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.3. Уверен ( ), что он справится с заданием. ПГС С.СЛ. - НАР - . - . - . - . - . - ПГС Подл.-мест. Х - . - . - . - . - . - * 4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.5. Что волки жадны всякий знает ( ).6. Сколько он так просидел трудно сказать ( ).7. Боюсь предугадать ( ) какова будет его реакция и волнуюсь8. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба. * Распределительный цифровой диктант 1. На обрыве что возвышался сзади в светлом небе чернела одинокая скамья. (И. Бунин)2. Казалось что город устал от зимы. (Д. Гранин)3. Невдалеке от домика где жил писатель рос огромный тополь.4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры каких не услышишь даже в кругу друзей.5. По старым охотам знаю какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин) * Распределительный цифровой диктант 6. В бурные осенние ночи когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)7. Узнайте пожалуйста когда прибывает поезд из Самары.8. Следователь догадался где может скрываться преступник.9. Я уже знаю кто будет сегодня петь.10. Кто сеет да веет тот не обеднеет. (Пословица). I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9. * Запишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. 1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика. * Словарно-орфографическая работа ВАЯТЕЛЬ, -я; м. Высок.Скульптор. Античные ваятели * Синтаксический разбор Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. * Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные предложения в СПП с придаточными изъяснительными Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов. * Определите, какая норма литературного языка нарушена. Исправьте ошибку. Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения. * Подведем итоги Придаточные изъяснительные относятся к …………………………………………… в главной части СПП.Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы …К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи … словам со значением речи, мысли, действия косвенных падежей подчинительных союзов и союзных слов * Источники:Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя.- М.: просвещение, 1999,Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 9 класса. В 3-х ч. Ч. II. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2008.Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2012.Нормы русского литературного языка: практ. Материал к урокам / О.В. Загоровская, О.В. Григоренко, Г.А. Заварзина и др.; под ред. О.В. Загоровской. – М. : Просвещение, 2006.gramota.ru