Презентация по русскому языку на тему Фонетика. Графика. Орфография (9 класс)
Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения И. Бунина, какую картину вы представляете?Спят поляны луговые, спит безмолвно тёмный лес,Только звёзды золотые смотрят ласково с небес,Только скоро сад зелёный зашумит своей листвой, Зажурчит ручей студеный серебристою струёй.
Эпиграф урока:…Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно… Н. Гоголь.
Фонетика. Графика. Орфография
Что изучает фонетика? Чем отличаются звуки и буквы?• На какие две группы делятся звуки речи?• В чём отличие в образовании гласных и согласных звуков?• Чем отличаются гласные звуки от согласных?• Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв?• Назовите гласные звуки и гласные буквы.• Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? Приведите примеры. В каких случаях эти же буквы обозначают по два звука? Приведите примеры.• Сколько в русском языке согласных звуков и согласных букв?• На какие группы делятся согласные звуки?
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Гласные звуки (6)Согласные звуки (36)звонкиеглухиетвердыемягкие Звуки речи {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Гласные звуки (6)Согласные звуки (36)звонкиеглухиетвердыемягкие
Правописание гласных в корнях слов
Повторим давайте правописание ударных и безударных гласных после шипящих и ц1. Буквы ё — о после шипящих: шелк; крыжовник; шоссе2. Буквы а, у, и после шипящих: чаща, чудо, живой, брошюра3. Буквы и — ы после ц: циркуль, цыпленок
• Назовите три вида орфограмм, относящихся к написанию безударной гласной в корне.• Приведите примеры на каждую орфограмму. Одному или разным правилам они подчиняются?• Как определяются непроверяемые безударные гласные в корне?• Какому правилу подчиняется написание проверяемых гласных в корне?• Как проверяются чередующиеся гласные в корне?• Назовите три группы корней с чередующимися гласными, различные по способу проверки.• Сформулируйте правила правописания ударных и безударных гласных после шипящих и ц. Объясните примеры, данные в таблице.
Правописание согласных в корне слова{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Проверяемые глухие и звонкие согласныепросьба — проситьвезти — везупруд — прудыПроверяемые непроизносимые согласныепоздний — опоздатьно: ужасный — ужасНепроверяемые согласныеФУТБОЛчувствовать
• Почему глухие и звонкие согласные в корне часто являются орфограммами?• В каких случаях это бывает? Приведите примеры.• Что называется непроизносимой согласной?• Почему возникает эта орфографическая трудность? Приведите примеры.
Повторение обозначения мягкости согласных на письме• Что значит твердость и мягкость согласных?• Как обозначаются мягкие согласные на письме?• Когда мягкость согласных не обозначается специальными буквами?• Почему в сочетании букв чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ не пишется мягкий знак?
Фонетико-орфографический комментарийОн очень вежлив, мягкий знак!Не любит споров он и драк:Он всем старается помочь!Он в слове «мать» и в слове «дочь»,Он в тихом лунном слове «ночь».Чтоб никого не огорчить,Он все старается смягчить:Отрежь — отрежьте!Поешь — поешьте!Исправь — исправьте!Оставь — оставьте! —Так мягко просит мягкий знак,Что отказать нельзя никак.
• Выпишите слова с мягким знаком в такой последовательности:1) обозначение мягкости согласных: мать, огорчить;2) обозначение грамматических форм слов: помочь, дочь, ночь, отрежь и т. д.• О какой роли мягкого знака вы еще знаете? (ь разделительный) Запишите примеры.• В чем сходство и в чем различия в употреблении разделительных ъ и ь? Докажите на примерах.
Практическая работа
Спишите словосочетания, распределив их по четырём группам в зависимости от вида корня с чередующейся гласной в корне.Прит..жательное прил..гательное, пров..сти к..сательную, (не)лепое предп..л..жение, разг..ревше..ся пламя, возл..гать надежды, выб..рать пр..зидиум, пр..кл..няться перед авт..ритетом, бл..стательное достижение, пор..внят(?)ся с к..ло(н,нн)ой, сопр..к..сновение проводов, (тёмно)зелёные водор..сли, ср..щение костей, беспр..дельная р..внина, полыха.. т з..рница, пов..лительное накл..нение, (не)принуждё(н, нн)о покл..нит(?)ся, (чисто)кров- ный ск..кун, (не)пром..каем.. (плащ)пальто, расст..ла..щаяся пустыня, зар..сли бур(?)яна, ра(с, сс)ч..тать конструкцию.
Продолжите запись, приводя по два-три своих примера1) Существительные 3-го склонения: мышь, чушь, ... .2) Глаголы: беречь — беречь(ся); режь — режьте, ...; несёшь — несёшься, ... .3) Наречия: прочь, ... .4) Частицы: ишь, ... .Исключения среди наречий — уж, замуж, невтерпёж
Расскажите о правописании гласных в корнях слов, пользуясь таблицей и дополняя её своими примерами.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОрфограммыПримеры1) Проверяемые безударные гласные2) Непроверяемые безударные гласные3) Корни с чередованием гласных4) о-ё после шипящих в корнях слов
расскажите о правилах употребления букв ы — и после ц.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Пишется ив корнях словв словах на -ция Пишется ыв окончанияхв словах-исключениях
ПРОВЕРИМ:Демонстрац…я, революц..я, ц..тата, ц..фры, страниц(ы,и), акац..я, отличниц(ы,и), ц..ркуль, сестриц.., репетиц..я, ц..рк, ц..ганский, ц..плёнок.
Подведение итогов урока1. - Чем полезен был для вас сегодняшний урок?2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?3. Какие умения и навыки совершенствовали?
Домашнее задание1. Повторить теоретический материал по теме урока.2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.
СПАСИБО