Презентация по русскому языку на тему Фонетика. Орфография. (8 класс)
Повторение.?Урок русского языка в 8 классе. Автор – учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ№17 Шишкина Л.Е.
Блиц-опрос.Что изучает фонетика?На какие 2 группы делятся все звуки речи?В чём различие образования гласных и согласных звуков?Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв? Назовите их.Когда буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают один звук? Приведите примеры.В каких случаях эти же буквы обозначают 2 звука? Приведите примеры.Сколько в русском языке согласных звуков и согласных букв?На какие группы делятся согласные звуки?
Определите тему и цели урока.Тема. Повторение. Фонетика. Графика. Орфография.Цели: обобщить и систематизировать теоретические сведения по теме;повторить правила орфографии, связанные с фонетическим принципом написания;совершенствовать умения и навыки правописания;воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Запомните!{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Гласные звуки (6)Согласные звуки (36) [А] [О] [Э] [У] [Ы] [И]звонкиеглухиетвёрдыемягкие[б] [в] [г] [д] [з][ж][р] [л] [м] [н] [й][п] [ф] [к] [т] [с] [ш][ц] [щ] [х] [ч][б] [в][р] [л] [м] [н]… [ж] [ш][ц][б,] [в,][р,] [л,] [м,][н,].. [ч,] [щ,][й,]
Сами звуки не передают значения, но…кот кит дом том
Произношение сочетаний согласных.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ПравилаПримеры1С и З перед Ш и Ж произносятся как долгий [шш] и [жж].Ра[шш]атать2Сочетания ЗШ и ЖЖ произносятся как долгий [ж,ж,], допускается [жж].Во[ж,ж,]и и во[жж]и3Сочетания СЧ и ЗЧ на стыке и и произносят как долгий [ш,ш,] доп. [ш,ч,]Изво[ш,ш,]ик и изво[ш,ч,]ик4ТЧ, ДЧ произносится как долгий мягкий [ч,ч,].Нала[ч,ч,]ик5ТС, ДС произносятся как долгий [цц].Смея[цц]я 6ЧН чаще произносится в соответствии с написанием. Но в словах скучно, конечно, прачечная, яичница, скворечник и др. – [шн].Но[чн]ой коне[шн]оЧто - [шт]о
«Мозговой штурм» по группам.1 гр. Прочитайте, согласны ли вы с мнением о воздействии звуков на общую тональность речи? Обоснуйте своё мнение. Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного. Например, такие слова как свет, жизнь, день, снег, солнце, весна, лес, сирень, сердце, дети, истина и другие состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, мука, кровь, груб, глух, обман, мрак, оковы – из низких звуков. Лексическое их значение как бы поддержано, подчёркнуто их звучанием. (Из «Энциклопедического словаря юного филолога»).Справка. Высокие звуки образуются , когда язык приближён к зубам, задняя часть ротовой полости свободна. Низкие звуки образуются , когда свободна передняя часть ротовой полости, а язык оттянут назад.
«Мозговой штурм» по группам. 2 гр. Как вы понимаете смысл высказывания: «Отклонения от литературного, орфоэпического произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо» (Р.И.Аванесов)? Обоснуйте своё мнение.
Ударные и безударные гласные после шипящих и ц.Назовите 3 вида орфограмм, относящихся к написанию безударной гласной в корне. Приведите примеры на каждую орфограмму. Одному или разным правилам они подчиняются? Безударные гласные{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Непроверяемые Чередующиеся ПроверяемыеНаписание определяется по словарю.Проверяется суффиксом А:-бер- - бир(а)-мер- - -мир(а)Проверяются ударением: примерять – мерить, примирять – мир.Проверяются ударением:зар-зор , гар-гор Проверяются согласной корня: раст-ращ-рос
Фонетика. Орфография.Сформулируйте правила правописания ударных и безударных гласных после шипящих и ц.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}О – Ё после шипящих и цА, У, И после шипящихЫ – И после цВ корне – проверочное слово с Е (шёпот – шептать). ИСКЛ. Шоколад, шофер, …ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ чудо, участникИ - в корне и словах на –ция : циркуль, нация О /Е мышонок ежом, полотенцемИСКЛ. брошюра, жюри, парашютИСКЛ. Цыган, цыпочки, цыплёнок, цыц. -ЁР- стажёр ИСКЛ. танцорЫ - в окончании и суффиксе: птицы, сестрицын.В глаголах и отглагольных формах Ё бережёт
Правописание согласных в корне.Почему глухие и звонкие согласные в корне часто являются орфограммами? В каких случаях это бывает приведите примеры.Какую согласную называют непроизносимой?Почему возникает эта орфографическая трудность?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Проверяемые звонкие и глухие согласные.Проверяемые непроизносимые согласные.Непроверяемые согласные.просьба – проситьползти - ползупоздний – опоздатьсердце – сердечкоНО ужасный - ужасФутбол, чувствовать, лестница, вокзал…
Практическая работа с раздаточным материалом (по вариантам).Вариант 1. Запишите словосочетания, разделив их на 4 группы в зависимости от вида корня с чередующейся гласной.Вариант 2.Спишите текст, разделив слова на слоги. Выполните фонетический анализ выделенных слов.Вариант 3. Продолжите запись , приводя по 2-3 своих примера.Сущ. 3 скл.: мышь, чушь…Глаголы: беречь – беречься, режь – режьте, несёшь – несёшься…Наречия: прочь…Частицы: ишь…Сделайте вывод, словах какой части речи после шипящих в конце слов пишется Ь?
Проверка.Вариант 1. Запишите словосочетания, разделив их на 4 группы в зависимости от вида корня с чередующейся гласной.Согласный: притяжательное прилагательное, нелепое предположение, возлагать надежды, тёмно-зелёные водоросли, сращение костей, чистокровный скакун, расстилающаяся пустыня, заросли бурьяна.Суффикс А:провести касательную, выбирать президиум, блистательное достижение, соприкосновение проводов, рассчитать конструкцию.Ударение: разгоревшееся пламя, преклоняться перед авторитетом, полыхает зарница, повелительное наклонение, непринуждённо поклониться.Значение: поравняться с колонной, беспредельная равнина, непромокаемый плащ-пальто.
Проверка.Вариант 2.Спишите текст, разделив слова на слоги. Выполните фонетический анализ выделенных слов. Вот скрип-ну-ла ка-лит-ка …Вот про-зву-ча-ли ша-ги под ок-на-ми… Я слы-шу, как он от-кры-ва-ет дверь. Сей-час он вой-дёт, и меж-ду на-ми про-и-зой-дёт са-ма-я о-бык-но-вен-на-я и са-ма-я не-по-нят-на-я вешь в ми-ре: мы нач-нём раз-го-ва-ри-вать. Гость, из-да-ва-я зву-ки раз-ной вы-со-ты и си-лы, бу-дет вы-ра-жать сво-и мыс-ли, а я бу-ду слу-шать э-ти зву-ко-вы-е ко-ле-ба-ни-я воз-ду-ха… и е-го мыс-ли ста-нут мо-и-ми… (И.А.Куприн)
Проверка.Вариант 2. Фонетический разбор.Открывает – 4 слога [аткрывайит]О [а]- гл., безуд.Т[ т]- согл., тв./ парн., глух./парн.К [к]- согл., тв./ парн., глух./парн.Р [р]- согл., тв./парн., сонорныйЫ [ы] – гл., безуд.В [в]- согл., тв./ парн., зв./парн.А [а]- гл., ударн.Е [й,]- согл., мягк./непарн., сонорный [и]- гл., безуд.Т[ т]- согл., тв./парн., глух./парн.9 букв, 10 звуков
Проверка.Вариант 2. Фонетический разбор. Самая -3 слога [самай,а]C [c]– согл., тв./парн., глух./парн.А [а] – гл., ударн.М[ м] - согл., тв./парн., сонорныйА [а] - гл., безударн.Я [й,]- согл., мягк./непарн., сонорный [а]- гл., безударн.5 букв, 6 звуков
Проверка. Вариант 2. Фонетический разбор.Гость – 1 слог [гос,т,]Г [ г] – согл., тв./парн., зв./парн.О [о] – лг., ударн.С [с,] - согл., мягк./парн., глух./парн.Т [т,] - согл., мягк./парн., глух./парн.Ь - звука не имеет5 букв, 4 звука
Проверка.Вариант 2. Фонетический разбор.Моими -3 слога [маим,и]М [м] – согл., тв./парн., сонорныйО [а] – гл., безуд.И [и] - гл., ударн.М[ м,] - согл., мягк./парн., сонорныйИ [и] - гл., безударн.5 букв, 5 звуков
«Занимательная лингвистика»Ответы на вопросы запишите в 2 колонки: в 1 – с твёрдым произношением [тэ], [дэ], в 2 – с мягким произношением [т,э], [д,э].Знак препинания в виде чёрточки.Кровеносный сосуд.Паровозоремонтная мастерская.Человек, собирающий коллекцию марок.Лицо, идущее первым в соревновании.Часть механизма машины.Шарф, надеваемый на шею.
«Занимательная лингвистика»Гостиница.Розыгрыш вещей и денежных сумм по билетам.Источник, откуда черпают новые силы, средства; запас.Сквозной проезд под землёй, в горах.Выразительное чтение стихотворений наизусть.Образец какого-либо предмета, изготовленного обычно в уменьшенном виде.Краткое изречение, в котором заключена основная идея поведения или деятельности кого-нибудь.
Проверка. [тэ], [дэ] [т,э], [д,э] тире депо артерия лидер филателист деталь кашне декламация отель девиз лотерея резерв туннель модель
Игра «Пять на «5»
Рефлексия.Расскажите о правописании гласных в корнях слов, пользуясь таблицей, приведите свои примеры.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Орфограммы.Примеры.1Проверяемые безударные гласные2Непроверяемые безударные гласные3Корни с чередованием4О – Ё после шипящих в корне
Рефлексия.Заполнив таблицу данными примерами, расскажите о правилах употребления букв Ы-И после Ц.Демонстрац…я, революц…я, ц…тата, ц…фра, страниц…, отличниц…, ц…ркуль, сестриц…н, революц…я, репетиц…я, ц…плёнок, ц…ганский, ц…ц.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Орфограмма.Правило.Примеры.Пишут ИВ корнях слов, в словах на –ция.Пишут ЫВ окончаниях, суффиксах, в словах-исключениях.
Подведение итогов урока.Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?Цели: обобщить и систематизировать теоретические сведения по теме;повторить правила орфографии, связанные с фонетическим принципом написания;совершенствовать умения и навыки правописания;воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Домашнее задание.Повторить теоретический материал по теме урока.Составить текст (10 предложений), используя слова с орфограммами, которые мы повторили на уроке.