В.П.Астафьев «Прокляты и убиты» презентация книги о войне
Номинация «Ваш подвиг будет жить в веках»В.П.Астафьев «Прокляты и убиты»презентация книги о войне Выполнила: Воронина Екатерина,Руководитель: Курсакова Л.А. Военная тема всегда была особым явлением в нашей литературе, и не случайно произведение, ставшее основой русской прозы- «Слово о полку Игореве», обращается именно к теме воинского подвига, мужественного и истинно мужского противостояния не просто врагу, но тому, что осмысливается как зло, с которым необходимо бороться, если ты мужчина, воин, защитник семьи, земли, Родины. Наиболее яркое произведение о войне, созданное действительно в последние годы,- это роман В.П.Астафьева, но именно он требует внимания особого и подхода очень взвешенного. Астафьев назвал роман жестоко, задавая тем самым тональность повествования о форсировании Днепра, и эпиграф, многозначительно взятый писателем из Евангелия, подхватывает тему: «Не убивай; кто же убьет, подлежит суду…» Итак, не убивай… подлежит суду… А судьей станет писатель- фронтовик, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, уважаемый, читаемый… Заголовок уже осудил, а эпиграф мотивировал осуждение… В первой книге «Чертова яма» речь идет о новобранцах, которые в лагереПод Новосибирском не столько овладевают навыками, необходимыми Будущему бойцу, сколько пытаются выжить. Лагерь новобранцев в изображении писателя вызывает ассоциации с ГУЛАГом. Казарма, в которой разворачивается большая часть событий первой книги, -это и метафора государства, подавляющего личность, и мистическая бездна, «проклятое место, действительно, «чертова яма», и один из первых кругов ада. По мысли Астафьева, казарма чудовищно деформирует личность: «в казарме жизнь кактаковая обезличивается».Может быть, потому, что писатель так остро чувствовал почти не ослабевающее давление со стороны системы, его внимание привлекли герои «некомплектные». Именно они оказались выдвинутыми на передний план: старообрядец Коля Рындин, богатырь и одновременно юродивый, блаженный, Леха Булдаков, «брехун и ловкач большой», «прохиндей»,пускающийся в рискованные игры с комиссаром Мельниковым, Зеленцов, по оценке председателя трибунала, «бунтарь-одиночка, разгильдяй, враг», во время суда открыто выплескивающий ненависть государству. В условиях регламентированной жизни, основанной на насилии и лжи, эти герои воспринимаются писателем как носители раскрепощающего начала, самим фактом своего существования ставящие под сомнение насаждаемый сверху «порядок». Пиком в противостоянии власти и народа становится в первой книге романа эпизод расстрела братьев Снегиревых. За то, что отлучились домой, в родное село, расположенное неподалеку от лагеря, их в соответствии с приказом №277 объявляют дезертирами и приговаривают к расстрелу. Ужас в том, что расстрел этот никак не связан с реальной тяжестью совершенного братьями Снегиревыми проступка, расстрел- показательный, цель его- устрашение государством собственных граждан, поэтому «приговор окончательный, обжалованию не подлежит», и все надежды бойцов и командиров 21-го полка на помилование идут прахом. Книга вторая «Плацдарм» Идет 1943 год. Герои Астафьева прошли через сибирский учебный лагерь, а теперь они в погожий день купаются в Великой реке, которую им предстоит форсировать и в которой узнаем мы Днепр. На острове горели кусты, загодя облитые с самолетов горючей смесью, мечущихся в панике людей расстреливали из пулеметов, глушили минами, река вся густела и густела от человеческой каши… Старые и молодые, сознательные и несознательные, добровольцы и военкоматом мобилизованные, штрафные и гвардейцы, русские и нерусские, все одни и те же слова: «Мама! Божечка! Боже!» А пулеметы секли их и секли… Не просто страшно- это катастрофа космических масштабов, потому что это не только гибель людей, это гибель веры в то, что мир целесообразен, что этот мир- Божий, и не случайно в романе крики погибающих перекрывает голос самого автора: «Боженька, милый, за что, почему Ты выбрал этих людей и бросил их сюда, в огненное кипящее земное пекло, ими же сотворенное? Услышь, Господи, имя свое, стоном оно разносится в ночи над смертной холодной рекой. Здесь, в месте гибельном, ответь, за что караешь невинных? Слеп и страшен Твой суд…» Это не просто призыв к Господу, это проклятие Ему, это убеждение, что мир наш отвратителен и обезбожен, лишен благодати. Оставим в стороне религиозное осмысление написанного, хотя В.П.Астафьев уже ответил на вопрос, за что людям этот ад- он «ими же сотворенный»; свое проклятие люди сотворили сами В романе автор не только рисует трагические картины войны, он пытаетсядать философское осмысление происходящего, и это вполне в традициях русской литературы. В.П.Астафьев одному из персонажей, интеллигентному Ашоту Васконяну, отводит роль героя, склонного к рефлексии, способного, в силу своего воспитания, образования, осмыслить увиденное и пережитое. Ашота симпатизирующий ему командир переводит в штаб, в спецотдел, где он мог бы легко и безопасно пересидеть войну, но рвется Ашот в родную роту, потому что « до трепета в сердце полюбил этих ребят». А еще он мучился вечными вопросами… Только вот эти вечные вопросы решает герой Астафьева в духе современной публицистики: марксизм, размышляет Ашот, «учение-то сие создано в Германии и завезено в качестве подарка в Россию бандой оголтелых самоэмигрантов…». Погибнет Васконян в череде других страдальцев в бессмысленной бойне. Страдальцы- именно такой образ рождается в романе. Вот это изображение солдата кажется расходящимся с традиционным отношением к воину, защитнику, которое сложилось в русском обществе. Война в романе трактуется Астафьевым как центральное событие отечественной истории ХХ века: с одной стороны, это Божье возмездие за грех большевизма, а с другой, выигранная неимоверными усилиями и огромными жертвами, она надрывает народный организм, который уже не способен восстановиться (мы – «надсаженный народ»[18], говорит Астафьев). По мнению писателя, именно власть «устроила» народу эту ситуацию «героического преодоления трудностей». По существу, Астафьев своим романом попытался изменить оптику в восприятии войны: сместить взгляд с Победы в ней на вопрос о цене победы[34]. Однако того интеллектуального, психологического и нравственного эффекта, на который рассчитывал автор, книга не произвела. Причины этого не только в известной противоречивости авторской точки зрения или художественной уязвимости романа, конечно, уступающего эстетически лучшим астафьевским произведениям, но и в механизмах массового сознания, не захотевшего осуществлять работу, к которой писатель призывал общество.