Презентация по русскому языку на тему Текст-рассуждение (7 класс)
Текст - рассуждение Урок развития речи в 7 классе Что такое сочинение? Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого ученик создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой цельностью,речевой связностью,последовательностью изложения. Что такое рассуждение? Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить. Рассуждение – это не изложение! РАССУЖДЕНИЕ 1) Вступление – ТЕЗИС 2) Осн. часть – АРГУМЕНТЫ + ПРИМЕРЫ3) Заключение - ВЫВОД Тезис * Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д ТЕЗИС – это основная мысль, которая будет раскрываться и доказываться в сочинении основная мысль сочинения должен бытьдоказанным должен быть чётко сформулированным почему? Тезис – основная мысль, требующая доказательств. Может быть заключен в одном предложении, простом по составу, повествовательном по интонации. Например: Сбор лекарственных трав – это не просто приятное занятие, это большая помощь нуждающимся в них людям.Тезис может быть сформулирован в форме вопроса и ответа на него: Разве сбор лекарственных трав - это просто приятное занятие? Нет, это большая помощь нуждающимся в них людям. Аргументы – это доказательства, которые нужно привести в подтверждение тезиса. Примеры – это цитаты из исходного текста или номера предложений из него. доказательства, приводимые в поддержку тезиса должны бытьубедительными яснее суждение и бесспорнее вывод потому что В тексте между тезисом и аргументами устанавливаются логические (смысловые) и грамматические связи. Рассуждение подразумевает крепкую логическую связь аргументов. В качестве грамматической связи часто используются во-первых,во-вторых,следовательно,таким образом,итак, наконец например, по моему мнению,как мне кажется,на мой взгляд,скорее всего В качестве грамматической связи часто используются однако, поскольку, хотя, так как, в результате чегопотому что, если,для того чтобы, так что,несмотря на в связи с чем В качестве грамматической связи часто используются попытаемся разобраться…,я согласна с тем, что…,об этом свидетельствует…,из этого следует, что…,предположим, что…,это зависит от…я могу с уверенностью утверждать… ВЫВОД – это обобщение сказанного, связанное с тезисом. ВВОДНЫЕ СЛОВАИтак, …Таким образом, …Следовательно, …Значит, … Одна из основных текстовых категорий – абзацное деление текста ЗАДАНИЕ:Проанализируйте текст-рассуждение ученика Английский язык — мой самый любимый предмет. Я люблю его потому, что он мне легко дается и я занимаюсь без помощи родителей. Алла Борисовна ведет урок увлеченно, хорошо объясняет. Наш класс так и цветет. Алла Борисовна очень любит цветы, и мы превратили под ее руководством класс в настоящий сад. По английскому языку у меня только пятерки. Папа с детства приучал меня работать за письменным столом, и я научился трудиться. Вот почему у меня хорошие результаты в изучении английского языка! Виды рассуждений: 1). Текст-рассуждение по вопросу.2). Текст-рассуждение по прочитанному произведению Темы для сочинения-рассуждения по вопросу: Что значит быть интересным человеком?Надо ли сегодня иметь высшее образование?Что значит быть человеком, полезным Родине? Нужно ли в наши дни читать книги? (макет сочинения) Тезис.Какую мысль мы будем доказывать?Аргументы.Какие доводы мы выскажем, какие приведем доказательства?Примеры.Вывод. Книги читать необходимо. Это несомненно!1.Книги расширяют кругозор. В книге полнее содержание.2.Книга дает возможность восхищаться языком: можно перечитать понравившееся.3.Телевидение даёт нам готовый зрительный образ, который действует на наши чувства; чтение же заставляет думать, развивает мышление.4….Наша жизнь обеднела бы без книги. Сочинение-рассуждениепо рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» Благодаря старику Павлик понял, что доброе отношение к людям приносит им радость и рождает доброе отношение к тебе самому. ТЕЗИС АРГУМЕНТЫ с ПРИМЕРАМИ В начале рассказа Павлик ослеплен своей обидой (предл. 9-15, 20), он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном (предл. 5, 6). Спокойный тон старика заставляет его впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Затем идут встречи с Леной, бабушкой, братом. Павлик, следуя совету старика, вежлив, внимателен ( 40, 43, 52, 53, 60, 61). И происходит неожиданное для мальчика: вместе с ним меняется поведение его родных (41, 56, 68, 69). В конце рассказа Павлик вновь бежит в сад, но уже не из-за обиды и злости, а чтобы выразить старику благодарность за мудрый совет. ВЫВОД Таким образом, волшебное слово изменило героя, научило его по-доброму относиться к другим людям.