Презентация по русскому языку в 7 классе на тему Урок русского языка на тему: «Образование действительных и страдательных причастий»


Урок русского языка на тему: «Образование действительных и страдательных причастий» 7 класс Ергалиева Зауре НаурызгалиевнаУчитель русского языка и литературыГУ СШГ № 9г. Актобе Эпиграф: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».К. Г. Паустовский Терминологический диктант 1.Особая форма глагола.2.Части речи, признаки которых имеет причастие.3.Признаки прилагательного у причастия.4.Признаки глагола у причастия.5.Как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который сам производит действие?6.Как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета?7.Как называется слово, к которому относится причастие?8. Какую форму имеют страдательные причастия, но не имеют действительные? Фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелёными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединённые вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол берёзы, лишённый верхушки, отломленный бурею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна… Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную берёзу. Местами расходились зелёные чащи, озарённые солнцем, и показывали неосвещённое между ними углубление, зиявшее, как тёмная пасть; оно всё было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в чёрной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные периллы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый старый ствол ивы… Работа с текстом 1. Какую картину вы увидели? 2. Докажите, что Н. В. Гоголь очеловечивает, одушевляет природу. Приведите доказательства из текста.Задания к тексту:а) выпишите из текста все причастия, распределив их в два столбика: 1) действительные; 2) страдательные.б) Обозначьте суффиксы причастий. Александр Михайлович Герасимов(1881-1963) А. М. Герасимов «После дождя» («Мокрая терраса») Как соотносятся друг с другом текст и картина? Обоснуйте свой ответ. В них использованы разные аргументы для того, чтобы прийти к общей теме.B) Они написаны в одном стиле, но посвящены совершенно разным темам. Действительные и страдательные причастия действительные страдательныесуффиксы настоящего времени - ущ-, -ющ- I спр. -ем-, -ом- - ащ-, -ящ- II спр. -им- суффиксы прошедшего времени - вш-, - ш- - нн-, - енн- ,-т- Тест 1.Найдите словосочетание с действительным причастием прошедшего времени а) выполненная работа; б) растаявший снег; в) колющий предмет.2.Найдите словосочетание со страдательным причастием прошедшего времени а) зависевший от обстоятельств; б) прочитанный рассказ; в) видимая на небе.3.Укажите причастие с суффиксом –ящ- а) стел…щийся туман; б) бор…щийся народ; в) кле…щиеся обои.4.Укажите причастие с суффиксом –ем- а) слыш…мый рокот; б) колебл…мый ветром; в) хран…мый потомками.5.От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие прошедшего времени? а) исправить; б) приехать; в) разбить. Продолжить предложение Сегодня на уроке я научился….