Презентация по русскому языку в 5 классе по теме «Фонетика. Звуки гласные и согласные» 
Презентация  урока по  теме«Гласные  и  согласные звуки»                                5 класс  Дейкина Татьяна Ивановна,учитель русского языкаОШ №109 города Запорожья   Беседа С каким разделом науки о языке вы      познакомились на прошлом уроке?Что изучает фонетика? Как ученые называют звуки речи?Чем отличаются звуки речи от звуков природы?С какими другими разделами науки о языке связана фонетика?Что изучают эти разделы науки о языке?  Работа над темой урока         Сегодня  мы  продолжим  наш      разговор  о  звуках  речи.На  какие  две  группы  делятся  звуки  речи?                      Звуки  речи     гласные                          согласные   Гласные звуки   В сложном мире звуков речи гласным «живется» легче, так как, образуясь, они на своем пути не встречают никаких преград – воздух свободно идет через рот.                  Гласных звуков 6 :        [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Задание. Произнесите  каждый  гласный звук  в  отдельности. Проверьте правильность высказывания С.Маршака  «дыхание  свободно  в  каждой  гласной».  Согласные  звуки         В  отличие  от  гласных, при  образовании на    своем пути встречают препятствия : губы, зубы, язык. При  произношении согласного  нужно  хоть  чуть-чуть приоткрыть  рот, из-за  чего получается шум.   Задание. В лесу, если вы заблудились, кричите «Ау». Попробуйте прокричать, используя только согласные звуки [ф], [п], [р], [к].   Почему не получилось?     Чтобы кричать, нужен голос, а у согласных его почти нет, один шум имеется.            Работа по группам Задание 1. Прочитайте  четверостишие.  Найдите гласные звуки, определите их роль.  1 группа                 Буря мглою небо кроет,                 Вихри снежные крутя,                То, как зверь, она завоет,                То заплачет, как дитя.                                              (А.С.Пушкин)  2 группа            Я пришел к тебе с приветом              Рассказать, что солнце встало,              Что оно горячим светом              По листам затрепетало.                                                  (А.Фет)3 группа      Белая береза под моим окном.      Принакрылась снегом, точно серебром                                                 (С.Есенин)   Повторяющиеся гласные звуки [а], [о],  [и]  передают  напевность  стихов.  Итак, если  гласные «даны  для  пенья» (С.Маршак), то согласные – «шелестят, шипят, скрипят, жужжат». Это свойство согласных звуков: передавать звуки окружающего мира – используют поэты и писатели для образной передачи явлений природы: шума леса, плеска воды, раскатов грома…Задание 2. Прочитайте текст. Вслушайтесь в его звуковое оформление. Найдите согласные, которые автор использовал как средство выразительности. 1 группа…Васька Кот в углу,Припав за уксусным бочонком,Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.                        («Кот и повар» И.А.Крылова) 2 группа                   Русалка плыла по реке голубой,                  Озаряема полной луной,                  И старалась она доплеснуть до луны                  Серебристую пену волны.                                               (М.Ю.Лермонтов) 3 группа                      Люблю грозу в начале мая,                    Когда весенний первый гром,                    Как бы резвяся и играя,                    Грохочет в небе голубом.                                                       (Ф.И.Тютчев)    Повторяющиеся согласные звуки [р, р’, л, л’] помогают передать содержание текстов.         Физкультминутка-игра          Я  буду  называть  вам  слова, а  вы будете  делать наклоны  головы и туловища    вправо, если  в  слове  больше  согласных  звуков,    влево, если  в  слове  больше  гласных,  вперед, если  гласных  и  согласных  поровну.     Конкурс рассказов о семье        А   сейчас  проверим,  как  вы   подготовили   домашнее  задание.   Прослушайте рассказы ребят, оцените их и выберите 1 участника от группы, у которого получился самый интересный рассказ, есть фотографии, рисунки, или иллюстрации…   Слушание  рассказов.   Оценивание  работы  групп.        Подведение итогов.          Игра «Микрофон» Над какой темой мы сегодня работали?Чем отличается образование гласных и согласных звуков?Какое значение имеют повторы   гласных и согласных в тексте?Что вам понравилось на уроке?Что не понравилось?         Домашнее задание Выучить  теорию  Б, В (стр.13-14).Повторить  теорию  А (стр.12).Составить  диалог, используя  материал упражнения  24, или  придумать  сказку  по  данному  в  упражнении  31  началу    (по  выбору).          Спасибо  за  работу!