Презентация к уроку по теме Фонетика. Гласные и согласные звуки


Фонетика. Гласные и согласные звукиУрок составил учитель русского языка МБОУ Кишлеевская ООШ Глухарева С.А. Сколько на свете звуков?Сколько в снегу – снежинок,Сколько в дожде – дождинок,Сколько в песке – песчинок.Сколько звуков у речи?Сколько струек у речки. Сегодня у нас урок погружения в мир звуков. Каким звуком можно изобразить полет шмеля? Писк комара? Шуршание осенних листьев под ногами? Как будто грома грохотанье - Тяжело – звонкое скаканьеПо потрясенной мостовой. Какими звуками передает А.С.Пушкин грохот и топот копыт в стихах поэмы «Медный всадник»?Какими звуками передает состояние тишины в своем стихотворении В Мордань?Тихо. Не может быть тише.Слышно, как всходит трава.Ночь тишину чуть колышет,Сладкие шепчет слова. Какие звуки в стихотворении М.Ю.Лермонтова передают плеск речной волны?Русалка плыла по реке голубой,Озаряема полной луной.И старалась она доплеснуть до луныСеребристую пену волны. Стихотворение «Путаница» Н.МатвееваВот бутон, А вот – батон,вот бидон,а вот – питон.Ну, а вот – бетон. В печке выпечен Батон,А в петлицу вдет Бутон,По траве ползетПитон,Молоко течет в бидон, А на стройке есть Бетон. Повтори и ты мне в тон:Где бутон,А где батон,Где бидон,А где питон, Ну, а где – бетон. Начинаю повторять:В печке выпечен Бутон,А в петлицу вдет Батон.По траве ползет бидон Молоко течет в бетон,А на стройке есть питон. - Нет, не так!Нет , не так!- Ну, тогда начните так:В печке выпеченБидон,А в петлицу вдетПитон,По траве ползет бетонМолоко течет Батон, А на стройке есть Бутон. - Нет, не так!Нет , не так!Подскажите сами: как?Разберитесь сами в том,Где бутон. А где батон,Где бидон,А где питон,Ну, а где – бетон? Замечательный ученый И. А. Бодуэн де Куртене дал звуку красивое имя – фонема Вспомните и запишите слова, в состав которых входит часть корня слова фонетика - фон, объясните значения этих слов, выделите в них общую часть. Являются ли однокоренными слова: фон (неба) и телефон. Почему? Необычная экскурсия«ЗАВОД» ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЗВУКОВ Поможем вместе Буратино1Почему ученые разделили звуки на 2 группы: гласные и согласные? Почему лингвисты дали звукам такие названия? Изучаем новый материал § 50, 51,52 стр. 108 - 110 Работа в группах«Каждому звуку свой дом!»1 группа (пара) – составьте таблицу «Гласные звуки», выполните упр. 256  2 группа (пара) – «Согласные звуки»  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Звуки речи - 6Буквы -10Гласные {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Глухие - 16Звонкие - 20Согласные Всегда мягкиеВсегда твердые Проверьте задание{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Звуки - 6Буквы - 10Гласные звуки[А, О, У, И, Ы,Э]А,О,У,И,И,Э,Я,Ю,Ё,Ы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Глухие – 16Звонкие - 20Согласные звуки[К, К‘, П, П ‘, С, С’, Т,Т’, Ф, Ф’,Х,Х’ , Ц,Ч',Ш,Щ'][Б, Б’, В,В’, Г, Г’, Д,Д’, Ж,З, З’, Й', Л, Л’,М,М’, Н,Н’,Р, Р']Всегда мягкие[Ч', Щ'][Й']Всегда твердые[Ц,Ш][Ж] Прочитайте записанные на доске высказывания о русском языке: что вы находите общего в определении языка?«Русский язык ….красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен», - А.И.Куприн«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый…» , - А.Н.Толстой.Упражнение 263 Составьте кластер «Звуки речи» Гласные Согласные  Звуки речи   Минимальная единица речи Меняют смысл слова   Образуют слова  Все скороговорки не перевыскороговоришьСвиристель свистит свирелью. У ежа – ежата, у ужа – ужатаВставай, Архип: петух охрип.От топота копыт пыль по полю летит Звуки изучаем - грамматику развиваем Подведение итоговЗапишите предложения, вставьте пропущенные буквы.В темноте с…деть неприятно. Мама начала с…деть. Апельсин – пло… цитрусового дерева. По реке плывет пло…. Проверяем заданиеВ темноте сидеть неприятно. (сидя)Мама начала седеть. (сед) Апельсин – плод цитрусового дерева. (плоды)По реке плывет плот. (плоты) Лингвистические задачиПревратите Дочку - в знак препинания -------------------- -- Плоды – в средство передвижения --------------- Мел – в мелкое место --------------------- Угол – в топливо --------------------------------- Шест - в число ------------------------------- Кость в желанного в доме человека ---------------- Составьте синквейн на тему «Звуки речи» Синквейн на тему «Звук»ЗвукКрасивый, звучныйЗвучит, радует, слышитсяПомогает людям услышать красоту окружающего мираЧудо Домашнее задание Упр. 268Вариант домашней работы; дайте рекомендации своему однокласснику, который, как Саша из стихотворения С.В.Михалкова «глотает» звуки, о том, как нужно читать вслух. Возможное начало: Когда читаешь вслух, не спеши…