Презентация по географии в 10 классе Топливно-энергетический комплекс


Выполнили: Заикина Валентина Геннадьевна, учитель географии и Кузнецова Вера Михайловна, учитель химии МБОУ Средняя школа№ 16 р.п. Первомайский Щёкинского района Тульской области Интегрированный урок (география, химия) в 10 классе по теме: «Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная промышленность. Природные источники углеводородов. Переработка нефти. Крекинг»
Учебно- воспитательные задачи (по географии): 1. Повторить понятия «ТЭК», и «топливно-энергетический баланс», рассмотреть топливно-энергетическую промышленность мира: рост производства и потребления, три этапа развития.2. Дать характеристику нефтяной промышленности мира, её размещение по территории земного шара.3. Показать влияние нефтяной промышленности на окружающую среду.4. Повышать уровень функциональной грамотности у учащихся, обучать навыкам работы со сложно организованными фрагментами информации, представленными в разных формах – текстовых, графических, знаковых.
Учебно-воспитательные задачи(по химии): 1.Закрепить знания о составе нефти, её свойствах.2.Расширить и углубить знания о способах переработки нефти: фракционной перегонке и познакомиться с видами крекинга (каталитическим и термическим).3. Показать разнообразие продуктов перегонки нефти, области использования углеводородов, включая экологические аспекты.4. Прививать навыки самостоятельной работы, учить чётко и грамотно выражать свои мысли, привлекать собственный (субъективный) опыт и знания, полученный при изучении других предметов: географии, биологии, экологии.5. Показать роль нефти в экономической политике государства.


Актуализация знаний: использование различных источников сырья и топлива (схема ТЭК) Потребители энергии и теплаТопливная промышленность:Нефтяная Угольная Газовая Сланцевая, торфянаяЭнергия водыЯдерное топливоЛинии электропередач
Деловая игра: «Энергоресурсы»Цель: сформированные команды должны осуществить добычу природного ресурса (каменный уголь, нефть, газ, уран)Кто больше и каких ресурсов «добудет»?

Обсуждение результатов деловой игры{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Вопросы для обсужденияОтветы учащихся1. Какие выводы можно сделать после «добычи ресурсов»?На каждом новом этапе поисков было найдено меньшее количество топливных ресурсов.2.Почему отдельных видов топлива было найдено меньше других?Это связано с тем, что их меньше содержится в земной коре.3.Что можно сказать о количестве ресурсов, оставшихся несобранными?Осталось некоторое количество неизвестное нам, но меньшее, чем до начала игры.4.Что является энергоресурсами в нашей игре?Это топливные ресурсы добытые сейчас и которые могут быть использованы в будущем.5.Какие последствия поисков и добычи для окружающей среды наблюдаются в классе и в природе?В классе сдвинуты стулья, парты, а в природе существуют карьеры, терриконы и т.д.6.Почему некоторые команды собрали большое количество ресурсов? Применяли «технику»: веник, «новые технологии»: разделение труда.
Изучение нового материалаСтраны, лидирующие в добыче топливаНефтьГазУгольЭлектроэнергияЗарубежная АзияЛатинская АмерикаСеверная АмерикаЗарубежная АзияСНГСеверная АмерикаСеверная АмерикаЗарубежная АзияЗарубежная АзияСеверная АмерикаЗарубежная ЕвропаЗарубежная Европа


Потребление первичных энергоресурсов на протяжении ХХ века
Нефтяная промышленностьСтраны, лидирующие в добыче нефти
Главные ареалы размещения нефтяной промышленностиБлижний и Средний Восток Япония, Западная Европа.США, Канада, Россия – Западная Европа, Зарубежная Азия, СНГ.Северная, Западная Африка – Зарубежная Азия.Карибский район – США.


ХимияАктуализация знаний«Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями. Из нефти можно добывать тысячи полезных вещей.»Д.И. Менделеев«Кто владеет нефтью, будет владеть миром…, и в дальнейшем он будет править своими собратьями в экономическом отношении, обладая фактическим богатством, которое он извлечёт из нефти – этого удивительного вещества, за которым охотятся больше, чем за золотом, и которое ценнее, чем само золото.»Анри Беранже

Состав нефти (составление схемы)нефть1.Алканы линейного и разветвлённого строения от С5Н12 - С50Н1022.3. Бензол и его гомологи
Основные химические компоненты нефти
Физические свойства нефти
Экологические бедствия, вызванные утечкой нефтиРазливы нефти Изучение нового материалаСпособы переработки нефти: перегонка в ректификационной колоннеРектификационные газы, газообразное топливоБензин — топливо для автомобилейЛигроин — сырье для производства химических реактивов Керосин — топливо для реактивных двигателейДизельное топливоОстаток (мазут) – топливо для электростанций, кораблей,сырье для производства масел
Крекинг повышает выход бензина из сырой нефти до 65-70%.Крекинг – процесс термического расщепления углеводородов
Крекинг, проведенный в присутствии катализаторов - каталитический СН3 СН3СН3 С СН2 СН СН3 СН3В УСЛОВИЯХ КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА НАРЯДУ С РЕАКЦИЯМИ РАСЩЕПЛЕНИЯ ИДУТ РЕАКЦИИ ИЗОМЕРИЗАЦИИ, Т.Е. ОБРАЗУЮТСЯ УГЛЕВОДОРОДЫ С РАЗВЕТВЛЕННОЙ ЦЕПЬЮ АТОМОВ УГЛЕРОДА. ИЗОМЕРИЗАЦИЯ ВЛИЯЕТ НА КАЧЕСТВО БЕНЗИНА, Т.К. ПОВЫШАЕТ ЕГО ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО.
Сравнение по составу и детонационной стойкости бензина прямой перегонки и крекинг-бензинаВаши решения проблемы?

Применение и закрепление новых знанийЗадание №1 Укажите основные способы попадания нефти в океанПотери при бурении на шельфеСмыв с суши ливнемАварии буровых платформПопадание с осадкамиВынос со сточными водамиСброс в портах и припортовых акваторияхВынос реками Аварии танкеров Аварии наземного транспортаПодземные испытанияПрактические задания:Задание №2Укажите основные пути решения проблемы нефтяного загрязнения акватории Мирового океана и ликвидации последствийОчистка промышленных стоковОчистка выбросов в атмосферуАдсорбция нефтяных пятенНефтемусоросборщики (прибрежные акватории)Механический сбор комочков нефти и мазута с поверхности водыОгневое уничтожение нефтиОборотное водоснабжениеУсовершенствование технологий добычи и транспортировки нефтиИспользование культур бактерий, которые питаются компонентами нефти
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation 1. Как вы считаете, удалась ли интеграция предметов на данном уроке?2. Перспективно ли проведение данных уроков? Видите ли вы пути дальнейшей интеграции?3. В объединении каких уроков вы хотели бы поучаствовать?Домашнее задание:География . Максаковский В.П. Учебник. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2011 стр. 124-129. Задание №3 стр.170.Химия. Габриелян О.С. Учебник. Химия 10. –М.: Дрофа, 2011 §8, стр. 55-61, упражнение 1-3 стр.61-62Подведение итогов урока и рефлексия