Выступление на педагогических чтений, посвящённых празднованию 150-летия со дня рождения В.И, Вернадскому.


Подготовил: педагог – психолог МБОУ СОШ № 4Войтович И.В. В.И.Вернадский (1863–1945) Человек и ноосфера НООСФЕРА (определение) По аналогии с биосферой – Географическая оболочка земного шара, в которой основную роль играют превращения вещества, энергии и информации, связанные с деятельностью, «человека разумного». Во-первых, В этом смысле ноосфера появилась одновременно с возникновением вида Homo sapiens и является предметом изучения в первую очередь естественных наук. Проект, идеал, такой организации деятельности человека на планете которая была бы в полном смысле слова разумной, обеспечивала оптимальную «коэволюцию» биосферы и человечества, опирающуюся на гармоничное сосуществование различных культур и народов, «цветущее многообразие» которых также важно для устойчивости ноосферы, как и разнообразие видов для биосферы. Во-вторых, НООСФЕРА (определение) Актуальность Интерес к ноосфере стал расти в 70-х годах ХХ столетия, после осознания необходимости поиска выхода из глобального кризиса. К концу ХХ века кризис принял осязаемый характер в связи с проблемой огромной нагрузки на биосферу, создаваемой деятельностью человечества, химическим загрязнением, демографической проблемой, и геополитическим кризисом. Ноосферология — это новая наука, возникающая в наши дни, которая может стать основой нового мировоззрения, способного определить место и роль человечества во Вселенной и направление его эволюции. Во второй половине XIX-го века данные науки вошли в резкое противоречие со статичной картиной мироздания, которая в сознании большинства людей была связана с библейским учением. Религиозное мировоззрение также было в кризисе. В 1870 — Ч. Дарвин публикует работу о происхождении человека, Ф. Энгельс — о роли труда в происхождении человека. 1880-е годы — находки костей предшественников человека. В эти же годы появилось учение о «тепловой смерти Вселенной» как следствии второго начала термодинамики, общий рост пессимизма и нигилизма в Европе. Возникло представление о человеке и человечестве, как случайных явлениях, «плесени на поверхности планеты». Кризис представлений о человеке и человечестве в конце XIX в. В этом оно резко противостоит современному «новому экологическому мировоззрению», - согласно которому человек должен занять свою нишу в биосфере наряду с другими видами и жить сообразно некоторой квоте численности. Учение о ноосфере тесно связано с идеями «русского космизма» - представление о космическом значении человека, как особого элемента Вселенной, без которого её существование лишено смысла, а может быть, и принципиально невозможно. «Новое экологическое сознание» — это модификация давно опровергнутого наукой учения Мальтуса.По утверждению Международной организации питания уже при нынешнем уровне развития технологии планета может прокормить не менее 25 миллиардов человек. С. П. Капица, проведя подробный анализ существующих концепций в области демографии пришел к выводу, что динамика роста позволяет предсказать стабилизацию населения в пределах 10-15 миллиардов человек.Таким образом «...представление о «физических пределах роста» является ложным понятием. Привлекает внимание вывод С. П. Капицы о том, что человечество уже стоит на пороге фундаментального перехода в новое состояние организации всех процессов, связанных с жизнедеятельностью человечества, и этот переход должен произойти в течение ближайших 10-20 лет. Условия ноосферной организации процессов на Земле. (В. И. Вернадский) 1. Заселение человеком всей планеты.2. Резкое преобразование средств связи и обмена информацией.3. Усиление связей, в том числе политических, между странами Земли.4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.5. Расширение границ биосферы и выход в Космос.6. Открытие новых источников энергии. 7. Равенство людей всех рас и религий.8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.9. Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических построений.10. Эффективная система народного образования и жизнеобеспечения. Ликвидация возможности недоедания, голода и нищеты, сведение к минимуму болезней.11. Разумное преобразование природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.12. Исключение войн из жизни общества. Ноосфера, подобно человеку, её носителю и творцу, имеющему тело, душу, и дух, также имеет трёхчастное строение. Её тело — Техносфера, объединяющая все средства переработки энергии и вещества, транспорта и коммуникаций, созданные совокупной мыслью человечества. Душа — Социосфера, включающая всю совокупность отношений между людьми и общественными структурами, вплоть до межгосударственных отношений. Дух — Идеосфера, сфера идеальных продуктов деятельности человечества, таких, как искусство, наука, религия, мифологические формы сознания. Строение ноосферы Ноосферное мировоззрение об особой роли человека во Вселенной Ноосферное мировоззрение исходит из представлений об особой роли человека во Вселенной, как единственного (в плане современного научного видения) носителя разума, и стремится выработать формы диалога между людьми разных культурных традиций, национальностей, религиозных конфессий и гендерных отличий. Основа ноосферы – РАЗУМ Человек соединяет в себе два мира, две «сферы»— мир мыслей, разума и мир действия, работы. Мысль человеческая неотделима от деятельности мозга. Мозг человека оформлялся в процессе трудовой деятельности и сам, в свою очередь, управлял работой человеческого организма. Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль. Ноосферное мировоззрение о формах разума Три независимые формы разума:1) наука, точно знающая пределы своей применимости и опирающаяся на требование ответственности человека за планету, на которой он живёт,2) религиозные убеждения, не противоречащие данным науки в пределах их доказанности, определяющие общие представления человека о смысле его существования во Вселенной и3) философия, подвергающая сомнению всё, но только ради установления истины Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития человечества.Наука – создание человечества и должна служить на благо человечества. «…в своей основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержанием является в ней научная работа живых людей...» Так что наука –социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума. Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. Библейские представления об уникальной роли человека во Вселенной получили неожиданную поддержку со стороны физики и космологии ХХ века. Концепция «Большого Взрыва» - было начало мира. Формулировка «антропного принципа». Положение человека в физической Вселенной оказывается центральным и с точки зрения относительных масштабов. Элементарные частицы, из которых состоят все тела нашего мира описываются не движением по траектории, а «вектором состояния», который в каждый момент определен множеством возможных значений. На этом основании - … и человек обладает свободой воли и именно поэтому способен и должен лично отвечать за те выборы, которые он делает. Положение человека в физической Вселенной оказывается центральным и с точки зрения относительных масштабов. Квантовая механика обнаружила, что элементарные частицы, из которых состоят все тела нашего мира, не являются жестко детерминированными. Их поведение описывается не движением по траектории, а «волновой функцией» или «вектором состояния», которому даётся в каждый момент множество возможностей, «выбор» одной из которых связан с «коллапслом волновой функции», событием, не зависящими ни от каких внешних детерминаций. Это даёт основания утверждать, что и человек, поведение которого во многом, безусловно, детерминировано памятью и внешними обстоятельствами, обладает свободой воли и именно поэтому способен и должен лично отвечать за те выборы, которые он делает. Гармоничные отношения научного знания, философии и религии. Лишь при таком соотношении возможно целостное понимание Мира, выработка плодотворного и ответственного отношения к нему. Основа ноосферного мировоззрения Закономерность перехода биосферы в ноосферу Вернадский перебросил мост над пропастью, отделяющей естествознание от истории, творимой самими людьми. Ключевая идея – переход возникшей на Земле биосферы в ноосферу, то есть в царство Разума, не локальный эпизод на задворках бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи, этап естественноисторический. Выводы Человек, как он наблюдается в Природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы (ноосферы), в определенном ее пространстве-времени; Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы и носсферы; Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление. Ноосфера – это Человек – житель планеты и может и должен мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Человек, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он (человек) ее (биосферу) неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. Человек – функция биосферы Задача созидания ноосферы — это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества в утверждении новых ценностей;сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира; устремленность в будущее. Задача человека Высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль – порождение естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Заключение В.И. Вернадский Ноосферные идеи для современного образования Создает предпосылки формирования целостного мировоззрения, в котором наука, религия и философия соединяются в деле утверждения человеческой личности, как главной ценности во Вселенной.