Русский язык. Презентация к уроку Одушевленные и неодушевленные имена существительные


ГБ(О)ООУ санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении Русский язык. 3 класс.Учитель: Мисюрёва Т.И. Тема: «Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.» Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с разделами русского языка, научить распознавать имена существительные среди других частей речи; различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи.2. Развивать чувство языка, орфографическую зоркость, память, логическое мышление, внимание.3. Воспитывать в детях потребность и интерес к изучению русского языка, его красоте и богатству; чувство гордости за своё Отечество, родной язык. Планируемые результатыПознавательные УУД:умение прогнозировать тему, осознанно строить высказывания в устной форме.Личностные УУД:установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.Регулятивные УУД:целеполагание, оценка результатов работы.Коммуникативные УУД:умение сотрудничать с учителем, сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Использованные ресурсы: интерактивная доска,толковый словарь русского языка С.И. Ожегова,таблицы по теме,карточки,круги-сигналы,Internet-ресурсы,презентация к уроку. Ход урока: I.Мобилизующее начало урока.1. Слово учителя о русском языке.«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск» К. Паустовский.Разделы русского языка:лексикология,фразеология,графика,фонетика,орфография,словообразование,морфология,синтаксис.пунктуация.2.Чтение учащимися стихотворения А. Яшина «Русский язык» II. Актуализация знаний.Что такое части речи?Сколько всего частей речи в русском языке?Какие части речи самостоятельные? Какие служебные? III. Самоопределение к деятельности. (слайд 9)Давно живу я в мире этом,Даю названия предметам. - О какой части речи говорится в стихотворении? Сформулируйте тему урока. Разбейте слова на 2 группы.IV. Работа по теме урока1. Слово об именах существительных.2. Устная работа с использованием кругов-сигналов.3. Работа в группах (заполните таблицу).Физкультпауза под музыку. V. Работа по теме урока. Продолжение.1. Самостоятельная работа «Живой-неживой».2. Игра «Кто быстрее».VI. Работа по развитию речи (слайд 25).VII. Закрепление 1. Работа с аппаратом учебника. 2. Самостоятельная работа (слайд 26).VIII. Вывод.IX. Домашнее задание.Стр.12 Упр. 15. Правило.X. Рефлексия.XI. Итоги урока. ЧТО ЭТО? КТО ЭТО? Работа в парах Бабочка, арбуз, мальчик, светофор, свинья, расчёска, ёжик – это СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ илиИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Кто? БабочкаМальчик Свинья Ёжик что? Арбуз Светофор Расчёска Слова арбуз, светофор, расчёска, отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают неодушевлённые предметы. Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос КТО? и обозначают одушевлённые предметы. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы). белка книга Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы). пчела Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы). кошка Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы). крокодил Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы). поросёнок Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы). радуга Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы). ключ Подпишите картинку, поставьте к слову вопрос: КТО? или ЧТО? (используются круги-сигналы). Имена существительные Одушевленные Неодушевленные Вопрос КТО? ЧТО? Что обозначает ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ Работа в группах. Заполните таблицу. Игра «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт» (Используются круги-сигналы) Стол, яблоня, котёнок, ягодаГнездо, комар, собака, бабочка Дом, берёза, машина, мальчикУченик, ученица, школьник, школа Самостоятельная работа «Живой – неживой»Задание: образуйте однокоренные одушевлённые имена существительные от неодушевлённых имён существительных. Взаимопроверка. Сила-…Работа - …Футбол - …Пожар - …Лес - …Лыжи - …Бокс - …Хоккей - … Проверка: Силач Работник Футболист Пожарник ЛесникЛыжникБоксёрХоккеист Работа по развитию речи.Составьте предложения о березке. Разберите одно из них по членам. Родина. Задание: прочитать текст, выписать имена существительные в два столбика. Самопроверка. Что это – Родина? И дом твой, и улица твоя, и город твой, и мать, и отец, и все друзья – это и есть Родина.(По Б. Н. Неменскому) Проверка Кто? Что?мать - Родинаотец - домдрузья - улица - город Вывод: Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? (они живые) Неодушевленные – что? (неживые)2. Отличие одушевленных от неодушевленных: Одушевленные имена существительные – мн.ч. Р.п. = мн.ч. В.п. Неодушевленные имена существительные – мн.ч. И.п. = мн.ч. В.п. 3. Если предмет совершает действия – одушевленное имя существительное. Если не передвигаются, не едят – неодушевленные имена существительные.4. В сказках неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных. Такой прием называется олицетворением. Рефлексия Мне было интересно… Новым для меня оказалось… Я научился… Я понял…. Домашнее задание:1. Стр.12 – правило.2. Р.Т.Стр.9-Упр.14. Итоги урока.