Презентация История создания поэмы Мертвые души
История создания поэмы Гоголя «Мертвые души»Автор Чаплыгина Г.В., учитель русского языка и литературы, МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина
КроссвордСтрана, где родился Н.В. Гоголь.2.Комедия Гоголя, изученная нами в 8 классе.3.Сын Бульбы, изменивший родине. О нем Гоголь сказал: «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства».4.Любовь к ней Гоголь пронес через всю жизнь и отразил в каждом своем произведении.5.Героем какой повести является Акакий Акакиевич?6.Сборник,названный в честь одного из родных мест Гоголя.7. Один из почитателей ведьмы и отец главной героини из повести «Ночь перед Рождеством».8. Козак Запорожской сечи, именем которого названа повесть. 9. «Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно быть хорошею в такие года. Однако она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков…» («Ночь перед Рождеством»).10. Герой, которого приняли за ревизора.11. В каком селе родился Гоголь и впоследствии посвятил ему один из своих повестей?12. Песни, которые поют герои «Ночи перед Рождеством».13. Город, в котором Н.В. Гоголь учился в гимназии высших наук.14. Кем по профессии был Вакула из повести «Ночь перед Рождеством»?15. «Майская…, или Утопленница».Украина«Ревизор»АндрийРодина«Шинель»«Миргород»ЧубТарасСолохаХлестаковСорочинцыКолядкиНежинКузнецночь
«Мёртвые души» стоят выше всего, что было и есть в русской литературе…» В.Г. Белинский
Н. В. Гоголь- великий русский писатель, автор бессмертных произведений .Удивительный талант Гоголя проявляется в столь разных непохожих друг на друга произведениях по-разному: то фантастикой то вызывает смех. Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение исследователей.
Версия создания поэмы Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы.Первая часть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю». Законченным оказался только 1-й том.
История замысла Работу над поэмой Гоголь начал еще осенью 1835 года. Сообщает Пушкину в письме: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется будет смешон…Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». В этом письме Гоголь еще называет «Мертвые души» романом, специально подчеркивая, что в нем отсутствует стремление охватить изображением всю полноту русской жизни. Цель у Гоголя – показать лишь темные стороны жизни. Он прочел первые главы Пушкину, и после окончания услышал такую фразу «Боже, как грустна наша Россия!» Очевидно, Гоголя насторожила такая реакция Пушкина: ведь критикой своей он хотел произвести очищающее влияние на душу читателя. И за границей писатель приступает к доработке уже сделанных и к написанию новых глав.
Первоначально сюжет строился на плутнях пройдохи и авантюриста Чичикова: за небольшую сумму он скупает у помещиков «мертвые души», объявляет их переселенными на юг, и закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпидемии и прикарманивает полученные деньги. После доработок на первый план выходят характеры помещиков, воссоздаваемые неторопливо и с эпической полнотой, вбирающей в себя отрицательные явления всероссийской значимости
«Мертвые души»- величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости; приблизился к последней жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь отдал все – и свой художнический гений, и исступленность мысли, и страстность надежды. «Мертвые души» - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть.»Ю. Манн. « В поисках живой души.»
Смысл названия В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мертвые души» у помещиков Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина. Но А. Герцен так писал о названии поэмы: «Мертвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие- вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу»
Конфликт поэмы Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.
Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. Коллежский советник Чичиков приехал в город, чтобы купить крестьян, числящихся в списках до новой ревизской сказки. Потом их можно заложить в казну и составить на этом капитал, а их прежние господа с удовольствием откажутся от мертвых, чтобы налоги с них не были столь велики. Вот Павел Иванович и знакомится со многими значительными лицами этого города и объезжает многих помещиков для совершения выгодной сделки. Очень благодатная почва для того, чтобы писатель мог показать нам широкую картину лиц, нравов, быта и образа мыслей своих героев. Для поэмы характерна типизация. Если мы вместе с Чичиковым попадаем в уездный город, то город такого масштаба типичен для всей России, если это гостиница, то такая гостиница найдется в каждом городе. Чиновники так же принимают посетителей, сплетничают, берут взятки, подсиживают друг друга, крадут казенные деньги, как и везде.
Интересны образы помещиков, которых посетил Чичиков. Манилов, витающий в облаках и не замечающий недоделок в своем хозяйстве, лени и воровства дворни. Собакевич — крепкий, твердо стоящий на ногах помещик, считающий мерзавцами всех и вся и готовый для получения выгоды закрыть глаза на самое неблаговидное предприятие, каковым является, например, покупка мертвых душ Чичиковым. Коробочка — цепкая, практичная, но при этом еще и очень глупая. Ей что сметану продавать, что мертвые души — лишь бы заплатили. Ноздрев — яркий персонаж… Хам, бретер, врун, вымогатель… Список его «достоинств» можно продолжать долго. А чего стоит Плюшкин — «прореха на человечестве»! Помещик, у которого столько крестьян и по-прежнему собирается огромный оброк, живет хуже самого бедного нищего, все дальше и дальше опускаясь в бездну мелочности и отступления от человеческого облика. Каждый из обрисованных Гоголем помещиков представляет собой один из человеческих типов, распространенных в то время на Руси.
В образе Чичикова представлен новый тип. Он представитель едва зарождающейся буржуазии. Человек, вышедший из самых низов помещичьего общества, казнокрад, взяточник, контрабандист — кем он только не был. И вот новое предприятие — пробует заработать капитал на операциях с мертвыми душами. В результате разгоревшегося скандала он вынужден бежать из города, и можно не сомневаться, что он скоро появится в каком- нибудь другом месте, проворачивающий очередную аферу.Замечательны лирические отступления, сопровождающие путешествие Чичикова. Все они сводятся, так или иначе, к рассуждениям о природе всего русского. И Русь, несущаяся так же, как птица-тройка, оказывается выше всех этих мелочных проблем, помещиков, чиновников, мертвых и живых душ.
ПланВ город приезжает коллежский советник Павел Иванович Чичиков по делам и знакомится с чиновниками, занимающими в городе значительные места.Чичиков в гостях у помещика Манилова. Чичикова занесло к помещице Коробочке.Чичиков у Ноздрева.Чичиков у Собакевича.Чичиков у Плюшкина.Оформление купчей в палате.8. После покупки — бал у губернатора.Сплетни и домыслы, сопровождающие Чичикова, его поступки и его покупки.Чиновники принимают Чичикова не за того, кем он себя выдает, и пытаются выяснить, кто же он на самом деле. «Повесть о капитане Копейкине».Рассказ о становлении Чичикова, начиная с его детских лет. Павел Иванович после всех развернувшихся событий вынужден бежать из города.
Словарная работаЭпическое произведение – произведение, написанное в форме повествованияСвоеобразие таланта - необычные, оригинальные свойства, характерные только для данного автораЛовкий – находчивыйСюжет – ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведенияПомрачнел – здесь: стал печальным, хмурым.Перемежал - чередовалКритика – разбор, анализ чего-нибудь с целью оценить, выявить недостаткиКритик – тот, кто подвергает критике что-либо, кого-либо.
Словарная работаОригинальный сюжет – Поэма – название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.Многообразие – разнообразие Отрицательные стороны жизни – Цензура - система государственного надзора за печатью или лица, осуществляющие такой надзор. Разделились на два лагеря – Обрушились с нападками – на две группы.необычный, захватывающий сюжетнеблагоприятные, дурные стороны жизнинакинулись с упреками, обвинениями
«Мертвые души» ― умершие крепостные крестьяне, которых скупает Чичиков, «мертвые души» ― живые персонажи поэмы, «умершие» духовно, нравственно ― помещики и чиновники.
Составление конспекта№Пункт планаПояснение 243156Временные и пространственные рамки написания поэмы. Тема произведения.Кем подсказан сюжет поэмы?Жанр и герой произведения.Одно из лучших мест поэмы, которое цензура требовала удалить. Почему?Восприятие «Мертвых душ»Работа над вторым томом «Мертвых душ» и его судьба.Поэма создавалась 17 лет, с 1835г., в основном за границей. Произведение посвящено России.Сюжет подсказал А. С. Пушкин, рассказав правдивую историю об одном ловком мошенникеЖанр произведения – поэма, и ее герой – вся Русь. В центре произведения стояла «личность» России во всем многообразии ее жизни.«Повесть о капитане Копейкине», сюжетно связанную с поэмой и имеющую большое значение для раскрытия идейно-художественного смысла произведения, цензура категорически запретила. Чтобы спасти повесть, Гоголь переделывает ее и приглушает сатирические мотивыВ мае 1842 года книга поступила в продажу и была раскуплена нарасхват. Читатели разделились надвое – сторонники взглядов писателя и те, кто узнал в персонажах поэмы себя. Последние: помещики и чиновники, сразу обрушились на писателя с нападками.После выхода первого тома Гоголь полностью посвятил себя работе над вторым. Все написанное казалось писателю далеким от совершенства. Летом 1845 года, во время обострившейся болезни, Гоголь сжег рукопись этого тома.
Домашнее задание:Прочитать I главу «Мертвых душ».
Продолжи предложенияСегодня на уроке я работала…Тема урока мне…Мне понравилось…Мне не понравилось…Я испытала трудности…