Презентация МХК на тему Символ и миф в живописи и музыке
Символ и миф в живописи и музыке. Символ- греч. Symbolon – знак, опознавательная примета, символ.«Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире.»русский философ Н.А. Бердяев. Вступая в конфликт с искусством реализма и натурализма, символисты сделали попытку постичь внутреннюю тайну бытия, суть вещей выразить их «изначальную идею». С романтизмом у символистов было немало общего: обращение к миру чувственной интуиции;Поиск идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве;Воспроизведение таинственных картин далёкого прошлого. Продолжая традиции романтизма, символизм выразил: Стремление к духовной свободе;Трагическое предчувствие надвигающихся социальных катастроф;Сомнение в духовных ценностях. Для открытия особой «скрытой реальности» символистам потребовались теоретическая программа и новые художественные средства. Художественные принципы символизма. Официальной датой рождения символизма принято считать 1886г., когда французский поэт Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма». Главные тезисы «Манифеста» Мореаса: Идея двойственности мира;Искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное. Искусство символизма не случайно оперирует метафорами и аллегориями. Оно всегда тяготеет к намёкам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грёз, фантазий и ведений. Но между символом и аллегорией имеются существенные отличия.«Аллегория превращает явление в понятие и понятие в образ…символ превращает явление в идею и идею в образ»Гёте. Требования перед художниками – символистами: Обладая хорошим внутренним зрением, он должен «расшифровать» скрытые значения вещей и явлений;Облекать их в «осязаемые» формы, т.е. «объективировать субъективное»;Выступать в качестве посредника между миром видимым и невидимым. Аллегория всегда основывается на внешнем уподоблении предмету или явлению; она конкретизирует абстрактные понятия, её можно без особого труда объяснить словами, отделить её смысл от созданного образа. Символ также можно попробовать истолковать словами, но при этом невозможно постичь конечный. Истинный смысл. Чаще его приходится угадывать, опираясь на собственные интуицию и ощущения. Тень несозданных созданийКолыхается во сне.Словно лопасти латанийНа эмалевой стене.Фиолетовые рукиНа эмалевой стенеПолусонно чертят звукив звонко – звучной тишине….В.Я. Брюсов (основоположник русского символизма в поэзии) О значении искусства символизма очень точно сказал поэт Владислав Ходасевич в статье «О символизме»:«Символисты прежде всего не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной.» Символизм не хотел быть только художественной школой , литературным течением. Всё время он порывался стать жизненно творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невыполнимая правда; и в этом постоянном стремлении протекала, в сущности. Вся его история. Это был ряд попыток, порой истинно героических, найти безукоризненно верный сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства. Символизм упорно искал в своей среде героя, который сумел бы слить жизнь и творчество воедино.» Врубель Михаил Александрович - русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Эпоха узнавала себя в его произведениях, он сам был «нашей эпохой». (К.С. Петров - Водкин). В нём соединились присущая русской культуре философичность и нравственная напряжённость индивидуальной творческой манеры. Его творческое кредо: «Написать натуры нельзя и ненужно, должно поймать её красоту». Собственное понятие красоты и гармонии он исках в мире таинственных грёз, мифов, мистических видений и смутных предчувствий. Но «символизм у Врубеля – это не столько система сюжетов и даже не столько приверженность «видениям» или «нереальным созданиям фантазии». Это иное отношение к самому языку. Иная поэтика… Искусство Врубеля не исчерпывается ни символизмам, ни «языком модерна». (М.Ю. Герман) Характерные особенность творчества М. А. Врубеля: Органическое единство реального и фантастического, символа и мифа.Он создавал новую реальность – прекрасный и трагический мир, способный к развитию. Движению и превращениям. Обыкновенная коряга или пень превращались в неведомое существо. «Живописная манера Врубеля… позволяла усложнять формы, обогащать оттенки, окутывать фигуры и предметы волшебной дымкой, придающей каждому изображению преображающие его свойства… Он был великим мастером видеть в простом и однозначном бесконечно сложное и бесконечно многообразное тайное содержание». (А.М. Кантор) Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где занимался опять же в классе Павла Чистякова. Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм) — достаточно посмотреть на его первые акварели — «Введение во храм» и «Пирующие римляне». Познакомился и сблизился с Валентином Серовым. Наравне с Серовым, Врубель был одним из самых преданных и одним из самых отличаемых учеников Чистякова, который надолго стал его кумиром. Именно от него Михаил унаследовал любовь к натуре, к рисунку, к обнажению формы и к классике. «Введение во храм» В 1884 году профессор А. В. Прахов по рекомендации П. П. Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Для мраморного иконостаса храма Врубель написал иконы «Богоматерь c Младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий». Кроме того он создал и настенные росписи. «Богоматерь c Младенцем» В 1886 году состоялось знакомство с Константином Коровиным. В том же году во время очередного приезда в Киев Врубель написал картину «Девочка на фоне персидского ковра» На портрете изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве.С сентября 1889 года жил в Москве, поселившись у Коровина. Осенью Врубель познакомился с предпринимателем и известным меценатом Саввой Мамонтовым. С декабря переехал жить в его дом на Садовой -Спасской улице «Девочка на фоне персидского ковра» Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1892), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру «Маска льва». Участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы Саввы Мамонтова, а в конце декабря 1895 вместе с труппой уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской набережной на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» Михаил познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой.28 июля 1896 года в Женеве Михаил Врубель и Надежда Забела обвенчались. После этого молодожёны уехали в Люцерн, где Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова. Пан — персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел», и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. (1899 год) Композиция картины построена таким образом, что у зрителя появляется ощущение, будто он заглянул в сказочный мир, в котором видит волшебную девушку-птицу, которая вот-вот исчезнет. Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. Мерцают голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. За спиной царевны - лебедь, мы слышим шум волнующего моря, волны которого бьются о скалы чудо - острова. Картина «Царевна – лебедь» пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник. Демон (сидящий), главная картина Врубеля, была создана в 1890 году. Художник обращается к образу "светлого" Демона, в котором видит не князя тьмы, а могучий творческий дух. В русле религиозно-мистических исканий своего времени Врубель создает авторский миф. Демон поверженный Сирень Приблизительно в 1894-1895 году написана картина «Гадалка». Молодая черноволосая женщина восточного типа сидит на фоне ковров (почти в такой же позе, как киевская «Девочка»), перед ней раскинутые карты и предвещающий недоброе пиковый туз. Женщина не смотрит на карты, лицо ее непроницаемо, а устремленный в пространство остановившийся взгляд словно видит неизбежность судьбы. Шарф на плечах гадалки розовый — это определяющее цветовое пятно в картине; удивительно, как зловеще звучит в общем колористическом ансамбле розовый цвет, который привыкли считать идиллическим цветом безмятежности «Гадалка» «Жемчужина» (1904 год) Тридцать три богатыря Только тяжкий недуг - плод невыносимого нервного напряжения, нечеловеческого труда и многолетнего непризнания оборвал блистательный поток картин, чарующих нас дивной красотой, совершенством языка, первичностью ощущения прекрасного Врубель ушел 1 апреля 1910 г. в С.-Петербурге. Его торжественно хоронила Академия Художеств, речь над могилой произнес Александр Блок: "..у Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, свое грядущее поражение". Этими вещими словами Россия прощалась с Врубелем, а вместе -с уходящей эпохой 19 столетия. Спасибо за внимание!