Презентация по литературе на тему Поэма М.Ю.Лермонтова Демон 10 класс
М. Ю. Лермонтов.Поэма «Демон». Он был похож на вечер ясныйНи день, ни ночь,Ни мрак, ни свет Презентацию выполнила: Капустина Галина Александровна ,учитель русского языка и литературы. МБОУ кадетская школа-интернат г.Нижний Новгород Пятнадцатилетний Лермонтов пишет стихотворение «Мой Демон». Демон стихотворения – это не Демон поэмы, это антипод Ангела-Хранителя поэта, у него власти столько же , если не больше., чем у ангела… Поэт предчувствует трудную жизнь и собирает все свои силы. И вот какова, как он думает, будет его жизнь:И гордый Демон не отстанет,Пока живу я, от меня,И ум мой озарять он станетЛучом чудесного огня;Покажет образ совершенстваИ вдруг отнимет навсегдаИ, дав предчувствие блаженства,Не даст мне счастья никогда. Какие ассоциации возникают у вас при слове «демон»? Демон в литературной традиции Демон – это не дьявол, не сатана.«Демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духаДемон – это вечная борьба человека между Христом и Антихристом, добром и зломВо времена Лермонтова Демон ассоциировался с разочарованным существом, пронизанным скептицизмом, титаном, равным самому Богу Литературные источники Библейская легенда о падшем ангеле Кавказский фольклор Что совершил Демон, почему он был изгнан из рая?Он восстал против Бога, преисполненный гордынейГордыня – это главный грех и причина трагедии Демона Западноевропейские корни Гёте «Фауст» Мильтон «Потерянный рай» Байрон «Каин» воланд Фауст и Мефистофель «Демон» «Мой демон» (1829)Унылый, мрачныйЗло – стихия«Молитва» («Не обвиняй меня всесильный, 1829)Всесильный – богЯ – грешникТеснота мира «Я не для ангелов и рая» (1831)Я – чужой для мира и небесЯ – зла избранник«Ангел» (1831)Соединение души с теломРазочарование души на земле – печальные песни Истоки написания поэмы: История создания поэмы Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога. Образ демона Захватывает ЛермонтоваПроходит через все творчество от «Мой демон» до поэмы «Демон»Борьба между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным» Композиция и сюжет На какие две части композиционно делится поэма?1-ая – знакомство Демона и Тамары, 2-ая – любовь и смерть девушки Чем Демон Врубеля отличается от Демона Лермонтова? Сколько ему лет, на ваш взгляд?Во что он одет? Какого цвета его одежда? Что символизирует этот цвет? «Демон сидящий» Можем ли мы сказать,что он мрачный,немой? Какой он? Подберите эпитеты. Что в фигуре Демона говорит о том, что он печальный? Что является фоном картины?Это мозаичные скалы, неживые, каменные цветы, что тоже подчёркивает контраст с живым телом героя "Печальный Демон, дух изгнанья,Летал над грешною землей,И лучших дней воспоминаньяПред ним теснилися толпойТех дней, когда в жилище светаБлистал он, чистый херувим,Когда бегущая кометаУлыбкой ласковой приветаЛюбила обменяться с ним..." Демон летящий Демон в начале поэмы. Каким мы его видим? В начале поэмы мы видим печального и одинокого Демона, летающего над «грешною землей». Он вспоминает о том времени, когда он жил в раю, «чистый херувим», «первенец творенья». Но ему было мало красоты и покоя, он жаждал познания. И вот теперь «отверженный блуждал в пустыне мира без приюта». "И над вершинами КавказаИзгнанник рая пролетал,Вдали Казбек, как грань алмаза,Снегами вечными сиялИ, глубоко внизу чернея,Как трещина, жилище змея,Вился излучистый Дарьял..." Над вершинами Кавказа Н Танец Тамары Почему Демон полюбил Тамару?И были все ее движеньяТак стройны,полны выраженья,Так полны милой простоты.И Демон видел…На мгновеньеНеизъяснимое волненьеВ себе почувствовал он вдруг,Немой души его пустынюНаполнил благодатный звук-И вновь постигнул он святынюЛюбви,добра и красоты. Демон остро ощутил пленительность идеала и всеми силами устремился к нему Жених Тамары.Измучив доброго коня,На брачный пир к закату дняСпешил жених нетерпеливый.Его коварною мечтоюЛукавый Демон возмущал… "Несется конь быстрее лани,Храпит и рвется, будто к брани,То вдруг осадит на скаку,Прислушается к ветеркуШироко ноздри раздувая,То, разом землю ударяя,Шипами звонкими копыт,Взмахнув растрепанною гривой,Вперед без памяти летит..." На нем есть всадник молчаливый!Он бьется на седле порой,Припав на гриву головой. «Не плачь, дитя, не плачь напрасно…» Какие «золотые сны» навевает Демон на душу Тамары после устранения любимого ею жениха? "Я опущусь на дно морское,Я полечу за облака,Я дам тебе всё-всё земное,Люби меня!" - И он слегкаКоснулся жаркими устамиК её трепечущим губам...Соблазна полными речамиОн отвечал ее мольбам.Могучий взор смотрел ей в очи,Он жёг ее во мраке ночи..." Свидание Тамары и Демона Демон искушает Тамару безоблачной небесной жизньюПохоже это на праведную жизнь в раю? Рай ли это? Зичи. Иллюстрации к поэме Тамара в монастыреИ в монастырь уединенный ее родные отвезлиПод сводом сумрачного храмаЗнакомый образ иногдаСкользил без звука и следаВ тумане легком фимиама;Сиял он тихо,как звезда;Манил и звал он…но-куда?... «Ангел и Тамара» Злой дух коварно усмехнулся;Зарделся ревностию взгляд;И вновь в душе его проснулсяСтаринной ненависти яд.«она моя!- сказал он грозно,-Явился ты, защитник, поздно…» "Как пери спящая мила,Она в гробу своем лежала,Билей и чище покрывалаБыл томный цвет ее чела.Навек опущены ресницы...Но кто б, о небо, не сказал,Что взор под ними лишь дремал,И, чудный, только ожидалИль поцелуя, иль деницы..." Тамара в гробу "В пространстве синего эфира,Один из ангелов святых,Летел на крыльях золотых,И душу грешную от мираОн нес в объятиях своих.И сладкой речью упованьяЕе сомненья разгонял,И след проступка и страданьяС нее слезами он смывал.Издалека уж звуки раяК ним доносилися - как вдругСвободный путь пересекая,Взвился из бездны адский дух." Демон и ангел с душой Тамары Почему образ Демона так волновал Лермонтова? Боролся ли он со своей гордыней? Искал ли гармонии? Ясно одно: как и его герой, поэт страдал. Мотивы ОчищенияПрозренияИскушенияГордыни Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя… Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:То не был ада дух ужасный,Порочный мученик – о нет!Он был похож на вечер ясный:Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!... И почему образ Демона проходит через все творчество автора? Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон. Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями. М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев: О вещая душа моя,О сердце, полное тревоги!О, как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия! Михаил Александрович Врубель(1856-1910) Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным. «Демон поверженный» Как изменился Демон?Плетьми стали ранее сильные руки, фигуру поглощает тьма. У этого Демона были крылья, о них напоминают сказочные перья вокруг тела поверженного титанаКаков его взгляд?Он страшный, гневный, направленный на небо Как вы думаете, к какому моменту произведения подходит такой образ Демона? И проклял Демон побежденныйМечты безумные своиИ вновь остался он, надменный,Один, как прежде, во вселеннойБез упованья и любви!Трудно более тонко проникнуть в замысел поэта, так же как и он, понять, что Демонне только дух зла, но существо, олицетворяющее вечную борьбу мятежного духа человека. Творчество М. А. Врубеля «Демон» «Демон поверженный» Демон стоящий Демон у стен монастыря Чем так притягателен образ Демона у Лермонтова и Врубеля? Известно, что Лермонтов был постоянно неудовлетворен своей поэмой о Демоне, постоянно переписывал ее заново, так что в настоящее время известно целых девять различных редакций "Демона". Немногие понимают, что образ демона есть реальный, несомый с незапамятных времен опыт души, для которой это являлось живым переживанием, а не фантазией. Постоянно пробивавшиеся сквозь житейское сознание воспоминания о прошлых существованиях и встречах с Демоном, заставляли и Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения... Как сказал Александр Блок о Врубеле: "Именно в нем наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно только было способно... Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением..." И почему образ Демона проходит через все творчество автора? Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон. Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями. М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев: О вещая душа моя,О сердце, полное тревоги!О, как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия! Демоны близки духовному миру своих авторов Приятного чтения!