Презентация к уроку литературы по теме: Б.Л.Васильев. Утоли моя печали… как роман о судьбах властителей и и простых людей на страницах истории.
Борис Львович Васильев - русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР.
«Ходынкой началось – Ходынкой и кончится», – так говорили в народе о царствовании последнего русского императора Николая II. Жуткая давка, устроенная при коронационных торжествах, унесла не одну сотню жизней, стала мрачным предзнаменованием грядущих несчастий для династии и государства. Ходынской трагедии посвящены самые яркие и горькие страницы повествования Бориса Васильева. Но, разумеется, автор не ограничивается описанием лишь этого события. В романе – размышления о русской интеллигенции, о чести и долге перед Отечеством, о тех мучительных испытаниях, которые ему предстоит пережить...
Была назначена коронация нового императора, 28-восьмилетнего Николая II. Коронацию решено было провести в Москве на Ходынском поле (1896 г)
Художник Владимир Маковский (1896) Ходынское поле 18 мая 1896 года
Николая II привлекала Москва — город исконно русский, святой и благочестивый, в котором он хотел показать себя царем Всея Руси и подарить народу разные милости.Казалось, в истории Российского государства наступал день, который должен был символизировать единство царя и народа.Губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович объявил, что на следующий после коронации государя императора день состоятся народные гулянья на Ходынском поле, во время которых будут раздаваться царские подарки. Это была радостная весть, такого еще никто не помнил.
Из близлежащих городов и деревень приезжали тысячи любопытных — всем хотелось увидеть нового царя, его немецкую жену, посмотреть красочную церемонию коронования и получить подарки.Массовые народные гулянья были назначены на восемнадцатое мая. На Ходынское поле к двум часам дня должны были прибыть коронованный Николай II с супругой Александрой, а также приглашенные высокие особы и дипломаты. Там заблаговременно для встречи дорогих гостей уже соорудили императорский павильон.Вся площадь, примерно в один квадратный километр, была к тому же окружена небольшим забором.
style.rotation
По разным оценкам, на этом огражденном поле (площадью в один квадратный километр) собрались от пятисот тысяч до полутора миллионов человек.Но это было еще не все, народ продолжал стекаться. Близлежащие улицы были заполнены людьми, шли мужчины и женщины, шли целыми семьями до самого утра, рассчитывая попасть на Ходынку.
style.rotation
style.rotation
Уже к пяти часам утра восемнадцатого мая около 150 палаток и 20 павильончиков началось столпотворение. Как писал потом в официальном отчете министр юстиции Н.В. Муравьев, «над народною массой стоял густым туманом пар, мешавший различать на близком расстоянии лица. Находившиеся даже в первых рядах обливались потом и имели измученный вид». Конечно, при таком скоплении народа можно было ожидать всяких беспорядков. Первые жертвы появились еще до того, как разразилась главная паника.Ослабевшие и потерявшие сознание люди падали, и несколько человек умерли. Трупы выталкивали из толпы и так над головами из рук в руки передавали к краю поля. Отодвинуться от покойников в сторону было невозможно, и это еще больше увеличивало давку. Раздавались крики, стоны, вопли, но вырваться из замкнутого квадрата не удавалось никому, никто не хотел расстаться со своим местом.Огражденной территории для такой толпы было явно маловато, и давка уже начиналась.
style.rotation
В результате всеобщей паники (по официальным данным) на Ходынском поле погибли 1389 человек и полторы тысячи получили различные увечья. По неофициальным данным — от четырех до пяти тысяч. Сколько погибло на самом деле, никто не знает. На Ваганьковском кладбище сохранился памятник, посвященный жертвам Ходынской катастрофы.
Тогда не только Москва, вся Россия оцепенела от ужаса. Это была страшная трагедия, в которой увидели страшное предзнаменование. От царя ожидали, что он отменитпразднества, назначит комиссию по расследованию, распорядится об аресте ответственных за невинно убиенных, выступит перед народом со словами скорби.
Но ничего этого не произошло. В тот самый вечер царь, в душе сильно переживавший случившееся, но не будучи в силах противостоять настояниям своего двора, согласно церемониалу, танцевал кадриль у французского посла. А для успокоения москвичей на следующий день повелел выдать каждой семье, в которой был погибший, по одной тысяче рублей.
Об этом трагическом для России событии позднее вспоминали многие журналисты и писатели, в частности, Максим Горький в своем обширном произведении «Жизнь Клима Самгина» подробно передал смятение и тревогу москвичей, переживших эту трагедию.
Почему стала возможной ходынская трагедия? Как на этот вопрос отвечает автор? В романе возникает спор о том, что есть соблюдение исторических традиций. Оправдывая намечающиеся широкие празднования коронации, генерал замечает: «Народ без исторических традиций превращается в толпу ванек, не помнящих родства своего».
Роман Трифонович Хомяков утверждает, что великая традиция и великая честь есть забота о подданных своих, а не парады с иллюминациями. Отсутствие подлинной заботы о народе властей послужило причиной ходынской трагедии. Приготовленных 400 000 подарков для всего народонаселения Москвы было слишком мало, и в этом уже таилась причина давки. К тому же не были приняты меры для обеспечения безопасности людей. Великолепие, пышность «священной коронации» — вот главная забота императорского двора.Фото "Икона Божией Матери "Утоли моя печали"" автора Сергея Васильева
Прав ли Каляев, увидевший главного виновника трагедии в лице князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы? В какой-то мере прав. Сергей Александрович, как генерал-губернатор, ответствен за порядок в городе и безопасность граждан, особенно в период проведения массовых мероприятий. Ответствен он и за нежелание нарушить традицию и предложить императору приостановить коронационные торжества. Неправ Каляев в том, что он возлагает вину только на великого князя. Виновна система, основанная на равнодушии властей к народу и его судьбам.
В романе затрагивается проблема политического террора. Как автор относится к героям, ставшим на путь террора? Почему это произошло с Каляевым? Автор сочувствует людям, ставшим на путь террора, как личностям, с симпатией говорит об их человеческих качествах. Не случайно Машеньку и Ивана он ставит в ситуацию сложнейшего выбора, когда вместе с объектом запланированного террористического акта оказываются дети. Одна пожертвовала собственной жизнью, другой на время отменил исполнение задуманного. Иван Каляев не был прирожденным преступником. На путь убийства градоначальника он встал от отчаяния: государство не наказало виновных в трагедии, наоборот, прикрыло их вину. Не найдя другого способа, Каляев посвящает свою жизнь мщению за горы убитых людей и тысячи истерзанных сердец. И в этом заключено предупреждение обществу: зло, равнодушие порождают ответное зло. В романе отвергается идея политического террора, как и массовых революций.
style.rotation
Какое значение имеет в романе образ Маши Олексиной? Внесюжетный персонаж — Машенька Олексина, одна из первых революционерок-террористок, — имеет существенное значение в романе. Ее образом показывается несостоятельность терроризма как способа борьбы за свободу. Она уже привела в действие бомбу, предназначенную для уфимского губернатора, но, увидев, что он сидит в санях вместе с детьми, прикрыла ее собственным телом и погибла сама от взрыва.
Как вы понимаете слова писателя, что для России точкой отсчета нового столетия стала «священная коронация царствующего монарха», а «у жителей второй русской столицы и особенно московской интеллигенции точкой отсчета стала не коронация, а ходынская трагедия»? Официальные оценки событий конца XIX века разошлись с мнением московской интеллигенции. Ходынская трагедия, несомненно, наложила огромный отпечаток на дальнейший ход истории, начав длинную череду катастроф XX века: войны, революции, локальные неисчезающие конфликты, природные катастрофы. В уста Наденьки, тяжело пережившей гибель людей на Ходынском поле, автор вкладывает пророческие слова: «Ходынский колокол был колоколом по России».
Проанализируйте диалог Елисаветы Федоровны и Ивана Каляева. В чем его смысл? Как можно понять слова великой княгини: «Кто оценит долги наши? Люди? Бог? Будущее?» Великая княгиня Елисавета Федоровна, впоследствии канонизированная Русской православной церковью за великомученический подвиг, пришла к Каляеву, чтобы позаботиться о спасении его души. Между ними происходит диалог о долге. Каляев осознает, что причинил ей горе, но утверждает, что выполнил долг. Он готов принять смертную казнь, помилование для него неприемлемо — его и власть разделяет ходынская трагедия. Вопрос Елисаветы Федоровны содержит сомнения в праве Каляева на исполнение такого долга. Кто может наделить человека правом судить других и распоряжаться чужой жизнью? Принося в дар иконку Божьей Матери «Утоли моя печали» и обещая молиться за него, она призывает к смирению души, к очищению себя и своей совести перед Богом, а также надеется на душевное успокоение, которое принесет ему эта чудотворная икона.
style.rotation
В чем вы видите смысл названия романа «Утоли моя печали…»? Главная героиня романа Наденька Олексина, потрясенная трагедией на Ходынском поле, ощущая свою вину за гибель Фенечки, исповедуется перед иконой Божьей Матери «Утоли моя печали», известной своей помощью людям во дни массовых бедствий. Исповедь приносит героине облегчение, смирение и в дальнейшем благочестивую семейную жизнь с Викентием Корнелиевичем Вологодовым. В романе не только даются картины ходынской давки, но и содержатся глубокие размышления о русской интеллигенции, о дальнейшей судьбе России. Заглавие романа, в основу которого положено название чудотворной иконы, имеет символический смысл. Автор ищет утоления печали нашей многострадальной отчизны, ее многострадального народа.
Почему роман «Утоли моя печали…», посвященный событиям рубежа XIX-XX веков, обращен к сегодняшнему читателю? Сегодняшняя эпоха для России, особенно годы создания романа, — эпоха кризисная. Изменился общественный строй, подверглись деформации нравственные и культурные ценности, возникают и продолжаются вооруженные конфликты. Именно в эти годы, как полагает Борис Васильев, важен трезвый исторический анализ прошлого, особенно просчетов, допущенных властью, чтобы в будущем избежать противостояния народа и власти, произвола и беззакония, ведущих к кровопролитиям. В этом смысле роман «Утоли моя печали…» можно рассматривать как предупреждение.
style.rotation
style.rotation
Домашнее задание:1. выучить наизусть стихотворение на стр. 163 – 178;2. подготовить презентацию «Великая Отечественная война в лирике поэтов ХХ века» (стр. 163 – 178, выбрать автора и понравившееся произведение);3. выбрать стихотворения о Вов для собственного сборника стихов.