Педагогические приемы формирования УУД средствами УМК Гармония на уроках литературного чтения.
Педагогические приемы формирования УУД в урочной деятельности средствами УМК «Гармония»на уроках литературного чтения. Важнейшая задача современной системы образования – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. В составе основных видов УУД можно выделить четыре вида: 1) личностные УУД; 2)регулятивные УУД; 3)познавательные УУД; 4)коммуникативные УУД. Личностные УУД направлены на: формирование позитивного отношения к действительности;развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей;обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей;формирование привычки к рефлексии;совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм;Развитие мышления, внимания, памяти. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей. Ольга Владимировна Кубасова. Литературное чтение. С.А. Баруздин «Бревно» (Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил (поступила) ты? Почему? Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» (Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся? Расскажи, как ты бережешь свое время и время окружающих людей? Придумай свою сказку о волшебных часах. «Читай внимательно» «Хромая Молли»(Английская сказка) Какие волшебные существа встретились в этой сказке? Какими ты их представляешь? Нарисуй одного из них.Представь себя на месте Молли, которая вернулась домой здоровой. Расскажи Нелли о том, что произошло в сказочном лесу? Е.В.Клюев «Сказки Простого Карандаша» Какова главная мысль сказки Е.В.Клюева?Нарисуй Простой Карандаш так, чтобы было понятно, что он сказочный персонаж этой сказки.Придумай сказку о Принце и Принцессе – такую, какую мог сочинить Простой Карандаш.Сделай книжку самоделку со сказкой Простого Карандаша. Предварительно подумай, какие умения тебе в этом помогут.(метапредметные) Приемы формирования регулятивных и познавательных УУД: Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?» ( Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел», А.П.Чехов «Ванька»,РНС «Подземные царства» др.). Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?». (А.П.Платонов «Разноцветная бабочка»,Э.К.Кисилёва «Мальчик – Огонёк», Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»,и др.) 1.Контроль (волевая саморегуляция): «Составь план.Постарайся не упустить ничего важного». 2.Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно», задания на редактирование: «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана». 1.Х.К.Андерсен «Русалочка»; Сочини небольшую сказку. Составь примерный план сочинения. (Рт №1 с.40, 4 класс);Болезнь и исцеление Ильи Муромца (Раздели былину на три смысловые части, озаглавь их и запиши названия по порядку1,2,3…)) Рт№1 с.51, 4 класс, К.Паустовский «Заячьи лапы»2.К.Драгунская «Лекарство от послушности», К.Г Паустовский «Стальное колечко», Н. Бурсов «Кот и крот» Коммуникативные УУД Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения способствуют развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсивного освоения средств языковой коммуникации. Совершенствованию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные умения, как слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Учащиеся приобщаются к особой, характерной для искусства, форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст. Любая работа по формированию коммуникативных умений и навыков школьников начинается с установления и принятия всеми детьми правил, позволяющих сделать общение эффективным: любое мнение ценно; ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; повернись так, чтобы видеть говорящего; дай другому возможность сказать, не перебивай, обращение начинай с имени; На уроках литературного чтения для достижения поставленных целей могут быть успешно использованы следующие методические приемы: Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация) .Существуют формы драматизации различной сложности, которые вводятся постепенно.Основными формами драматизации являются:анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев («Что изображено на картинке?»), выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»); истолкование значения «эмоционального знака» («Когда так делают?», «В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»). Для того, чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя, изображённого на иллюстрации, можно усложнить работу, предложив им задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?» Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику героя. Затем учитель уточняет: «Так каково же состояние персонажа в этот момент? Почему?» Последний вопрос обращает внимание детей на содержание иллюстрации или текста, к которому она имеет отношение, и тем самым разговор переключается на решение следующих учебных задач: на работу по развитию речи на основе иллюстрации или на анализ содержания текста. В целях усложнения работы анализ иллюстраций чаще всего является не самостоятельным видом работы, а подготовительным этапом перед проведением более сложной формы драматизации; В.Смит «Час потехи»;Э.Шим «Жук на ниточке»;И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»; «Золотое яблоко» (Армянская сказка);В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»;Н.Н.Носов «Огурцы»; «Принцесса – лгунья» (Шведская сказка); А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» ( задание к отдельным частям);К.Драгунская «Лекарство от послушности» и др. постановка индивидуальных и групповых «живых картин». «Живая картина» — это момент из художественного произведения, запечатлённый не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите. Например, при работе над рассказом В. А. Осеевой «Сторож», детям было предложено следующее задание: «Давайте представим себе, как сидел мальчик, который не играл, а охранял игрушки от ребят. Вот скамеечка, вот игрушки... Кто покажет, как сидел мальчик, когда он кричал: «Моё! Моё!»? (Дети по желанию пробуют себя в этой роли). А теперь покажите нам, как он сидел после разговора с воспитательницей» (снова показ 2–3 раза); подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);чтение по ролям. Подготовка к чтению по ролям проходит в следующей последовательности: знакомство с текстом (чтение или слушание); общая проверка восприятия; определение количества действующих лиц; чтение текста молча, обозначение принадлежности реплик действующим лицам и авторских слов; определение необходимости чтения авторских слов (иногда их чтение необязательно); анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов «за них» (цель доводится до сведения учащихся); определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев; выбор чтецов и первое чтение по ролям (прерывать его можно только в случае крайней необходимости); анализ достоинств и недостатков чтения по ролям; выбор новых исполнителей и повторное чтение по ролям (может проводиться на следующем уроке после подготовительной домашней работы); подведение итогов и оценка работы. Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. драматизация развёрнутой формы — самая сложная, заключающая в себе все средства драматической выразительности, поэтому она вводится не сразу, а постепенно. В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса развёрнутой драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком. 2) Учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации) Обоснование строчками из текста заявленного чужого мнения. Пример. «Автор пишет о смехе, как о живом существе. Докажи это при помощи текста.» («Литературное чтение» 1 класс, с. 165). 3) Постановка вопросов по изучаемому произведению. Вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, т. е. нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос. Вопросов и заданий к тексту должно быть немного. Их назначение в том, чтобы направить внимание на такую особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, не стоит забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному. Например: «Что вам хочется сказать об этой сказке (басне)?»; «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?» Нужна специальная работа по обучению детей обмену мнениями. Они должны не перебивать друг друга, учиться развивать мысль, высказанную товарищем, отстаивать свою позицию. Беседа не должна состоять из одних вопросов, желательно, чтобы она сопровождалась интересными репликами и высказываниями учителя. 4) Ситуации формирования речевых умений: Участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках. Например, «Литературное чтение» 1 класс, с. 79 «Герой какого рассказа тебе симпатичен? Почему?»; с.87 «Для чего же человеку руки нужны?»; с.98 «Кто из персонажей тебе понравился? Чем? Кто тебе неприятен? Почему?»Умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев. Например, «Литературное чтение» 1 класс, с. 104. «Подготовься к выразительному чтению стихотворения. Постарайся передать состояние мальчика»; с. 153 «Сыграй роль ёжика, как в театре. Определи, каким голосом говорит ёжик. Научись читать слова ёжика выразительно»Владение монологической речью (умение находить монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах). На страницах учебников часто встречаются такие задания, как «Подготовь рассказ», «Опиши устно» (словесное рисование), «Объясни...», «Обоснуй...» и т. д. Например, «Литературное чтение» 1 класс, с. 112 «Какие качества людей одобряются в произведениях этого раздела? Приведи примеры, расскажи. Оформление своих мыслей в устной и письменной форме (на уровне предложений и небольшого текста). Для создания благоприятной ситуации на уроке могут быть использованы игровые приёмы, ИКТ, задания, направленные на развитие творческого воображения. Например: при выполнении заданий на прогнозирование текста, например: «Придумай продолжение разговора Пети и дедушки» (Е. Пермяк «Для чего руки нужны»); задания, организующие словесное творчество учащихся, например: «Попробуй сочинить свою считалку. Используй слова «раз, два, три...», «тебе водить», «выйди вон»; «Придумай и расскажи любую смешную небывальщину» (Маршак С. «Я видел»); рассказ от первого лица: рассказать историю от лица принцессы из сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; представлять повествование от имени самовара из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»;изменение сказочной развязки: придумать другое окончание рассказа; придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица;написать сочинение о своем друге. Подобрать 5 пословиц о дружбе и справедливости; составить кроссворд по рассказам В. Осеевой, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы; придумай продолжение рассказа. При чтении и обсуждении ряда произведений, включённых в учебники, на примере литературных героев младшие школьники учатся сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций, находить из них выход. Таких произведений в учебнике для 1 класса несколько: В. Голявкин «Болтуны», С. Маршак «Угомон», Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..», Л. Н. Толстой «Кто прав?», В. Орлов «Абрикос в лесу». Создается дружеская атмосфера сотрудничества, взаимопомощи.Например: «Один за всех, все за одного», «Живи для людей, поживут и люди для тебя», «По прутику всю метлу переломить можно». Кроме того, учебник для 2 класса содержит ряд литературных произведений, направленных на воспитание товарищеских отношений между детьми. (В. Осеева «Сторож», «Три товарища», А. Барто «Рыцари», русская народная сказка «Лиса и журавль», индийская сказка «Ссора птиц», В. Сухомлинский «Вьюга», Н. Носов «На горке», Е. Пермяк «Самое страшное» и др.) Примерами заданий учебника к литературным произведениям, направленных на поиск возможностей разрешения конфликтов, могут служить следующие: 1. Найди и перечитай то место, где описывается поведение мальчика-«сторожа».2. Подготовься сыграть роль этого мальчика, когда он кричит: «Моё! Моё!»3. Нравится ли тебе роль жадины или интереснее играть вместе с другими детьми? (В. Осеева «Сторож»).4. Перескажи сказку.5. Переделай сказку таким образом, чтобы козлики оказались не упрямыми, а сговорчивыми, вежливыми. (К. Ушинский «Два козлика»). Необходимо отметить, что все методические приёмы могут быть более результативными при обращении учителя к ИКТ как инструменту развития УУД. Так, например, все виды работы с текстом, его набор, оформление, редактирование и представление в виде мультимедийных сообщений позволяет заинтересовать ученика даже самым сложным для восприятия и анализа литературным произведением. Поиск дополнительной информации в контролируемом Интернете, электронное тестирование также усиливают результативность применения традиционных методик обучения литературному чтению.Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителю начальных классов необходимо понять их структуру, активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные.