Презентация по истории дизайна Мебель древних римлян
МЕБЕЛЬ ДРЕВНИХ РИМЛЯНПрезентация по дисциплине «История Дизайна» Токарева С.А.Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение колледж декоративно-прикладного искусства им. Карла ФабержеМосква2015
Роскошному оформлению внутренних помещений соответствовала мебель, которая в основном была схожа с греческой мебелью эпохи Александра Македонского. В ее производстве участвовали кроме столяров и другие ремесленники. Столярной работой в Риме занимались в основном рабы. Дошедшие до нас изображения дают нам представление о мастерских того времени и производственных процессах. К сожалению, римская мебель имела судьбу, сходную с греческой: вся деревянная мебель погибла, до нас дошли только бронзовые и мраморные памятники.
Существенной новинкой по сравнению с Грецией было использование в римской мебели пластичных украшений (резьба по дереву и металлическая пластика). Для мебели наиболее часто использовалась древесина кедра, туи, оливы, ясеня и клена, так же использовали самшит, пальму, платан и черное дерево. Основными элементами орнаментики в эпоху Августа были растительные орнаменты, листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты. Комбинации цветов, листьев и вьющихся побегов наподобие натюрмортов были строго симметричны и стилизованы. Часто встречались изображения зверей, символически используемые фигуры орлов, львов, крылатых хищников или сфинксов, хотя римляне воспринимали эти символы не так серьезно, как жители Востока, и смело использовали их для украшения мебели, особенно ножек и спинок стульев.
Что касается мебели для сидения, то здесь почти неизменными оставались табурет, складной стул и кресло. Табуреты без спинки были из древесины или бронзы с выточенными ножками, в оформлении которых частично чувствовалось влияние этрусской техники литья из бронзы.Тип складного т. н. курульного (парадного) стула использовали важные персоны, а курульное императорское кресло — только император. Кафедра, созданная на основе греческого клисмоса, — удобное, однако громоздкое кресло — была «сиденьем для знати». Солиумт — почетный стул для глав аристократических семейств, они часто были высечены из мрамора, с рельефами и ножками в виде звериных лап. Кресло часто дополнялось скамеечкой для ног.
Плетеная мебель была известна в Риме еще в III веке н.э., она имела совершенную форму и была прекрасно исполнена.Известна нам и другая форма скамьи: со спинкой и подлокотниками, которая стояла в атрии домов состоятельных людей и предназначалась для того, чтобы пришедшие с улицы могли сесть на нее и смыть пыль с ног. Среди мебели для сидения следует упомянуть простые, неприхотливой формы скамьи для повседневного пользования. Третья форма скамьи — парадная двухместная скамья без спинки, которой всегда пользовался один человек как знаком почести, возданной ему.
Римляне, как и древние греки, большую часть жизни проводили в постели, так как не только ели, но зачастую и работали — читали, писали, заключали сделки — лежа. Для этого они применяли различные ложа. Вокруг обеденного стола устанавливались три ложа, на каждом из которых могли расположиться три человека.Традиционная кровать, обычно деревянная, богато драпировалась и имела мягкую обивку. Четыре выточенные ножки несли четырехугольную деревянную раму с низким — косым или изогнутым—изголовьем.На базе этой мебельной формы возникли носилки, которыми пользовались знатные римляне для передвижения по городу. Эти кресла6носилки в зависимости от состоятельности их владельца были более или менее роскошными.
Обеденный стол был легкий и подвижный, так как иногда при перемене блюд менялся и стол. Этому назначению лучше всего соответствовал греческий тип стола на трех ножках. Ножки его часто были выполнены из бронзы в виде звериных лап. Можно было встретить комбинации звериных лап с элементами фигур льва, грифа или сфинксов и листьями аканта. Несмотря на такой способ оформления, общая форма изделий благодаря богатству, гибкости и динамичности очертаний была весьма благородной. Для позднеримских форм характерна барочная перегруженность. Следует упомянуть еще одну форму стола: он стоял на почетном месте в атрии, по форме напоминал креденцу и символизировал домашний очаг. Вместо ножек были две боковины из мрамора в виде крылатых львов, богато украшенные резьбой. На основе этой формы возник один из типов столов итальянского ренессанса.
Шкафов в римском жилище почти не было, они относились к предметам обстановки лавок, что известно нам по многочисленным изображениям. Для хранения же предметов домашнего обихода чаще всего использовали сундуки. Один из видов сундуков — арка, он обычно стоял в атрии, никогда не передвигался, в нем хранились ценные вещи, имевшиеся в доме; сверху сундук полностью обивался железом; это как бы несгораемый шкаф античности.Известно, что римский интерьер украшало множество предметов обстановки из бронзы и железа: канделябры, треножники, столы и другие мелкие бронзовые вещи и приспособления. Оставшиеся в наследство от этрусков основные формы их с большим мастерством были усовершенствованы римлянами.
Римские художники и ремесленники достигли удивительного мастерства в изготовлении мебели. Римляне не обладали таким прирожденным утонченным вкусом, как греки. Однако римское прикладное искусство, несмотря на свои явные недостатки, создало большие ценности. В мебели господствовал эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспособить к господствующим вкусам. Римляне почти ничего не добавили к перенятым у греков основным формам, гораздо больше внимания уделяли богатому, помпезному оформлению.Для декоративного оформления мебели применяли резьбу, роспись, гравировку, позолоту, фанерование, инкрустацию. В своём стремлении к роскоши римляне украшали мебель дорогостоящими материалами: золото, серебро, бронза, мрамор, слоновая кость, рог, панцирь черепахи.Растительные орнаменты, листья аканта, гирлянды, гроздья, фрукты были основными элементами орнаментики. Комбинации цветов, вьющихся побегов и листьев были строго симметричны и стилизованы. В символической орнаментике часто использовались изображения зверей, орлов, крылатых хищников, сфинксов.Римские художники и ремесленники достигли высокого уровня в мастерстве изготовления мебели, и оказали огромное влияние на последующие эпохи.ВЫВОД
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ;)