Презентация урока развития речи по теме: «Дуб-батюшка, я желудь твой», 9 класс


Актуальность В нашем обществе ярко проявляется разобщенность молодого поколения. Оно все дальше и дальше уходит от своих корней, происходит раскол в отношениях между родителями и детьми. Среди молодежи процветает отрицание моральных устоев, утрачивается связь с кровными корнями, родителями, развивается неуважение к старшему поколению, а за этими пороками следуют неизменные их спутники – разврат, преступление, тяжелые болезни, трагедии. Чтобы всего этого не случилось, нам необходимо быть сильными, крепкими, для этого поколения должны объединиться , ибо только в единстве - сила! Цели урока: Цели урока: 1) познакомиться с символикой дуба в УНТ, мифологии разных народов; 2) вспомнить художественные произведения русских писателей и поэтов, связанные с образом дуба; 3) развить творческие способности ;4) привить любовь, уважение и бережное отношение к своим родителям; 5) понять, что сила - в единстве поколений. Дуб является энергетическим донором. При прямом контакте с ним человек получает максимально возможное количество жизненной энергии.Наши предки называли дуб «хлебным деревом» потому что из желудей делали муку и пекли желудевый хлеб. Из желудей делали напиток. Дубовые листья использовали при засолке огурцов. В бане мылись с помощью веников из дубовых листьев.Кору и листья дуба используют для лечения некоторых болезней.Общение с дубом заряжает человека активирующей энергией, успокаивает душу. Давно замечено, что прогулки по дубраве нормализуют кровяное давление, благотворно сказываются на работе сердца и нервной системы. Дуб-священное дерево Дуб-священное дерево Под священными дубами у славян пpоисходили все важнейшие события - собpания, свадебные обpяды, суды. В священных дубовых pощах наиболее стаpые и уважаемые деpевья обносились огpадой, за котоpую могли заходить только жpецы. Там они совеpшали свои жеpтвопpиношения, делали пpедсказания, составляя их в зависимости от шума ветвей и шелеста листьев. Рядом с молитвенным дубом стояли изваяния Пеpуна, Сваpога, Велеса и дpугих богов. В жеpтву пpиносились мед, бpага, пиво, дикие звеpи. Взамен люди пpосили: "Сохpани, пpащуp, наши злаки от буpи, гpада и палящего солнца! Защити от злых хазаp и печенегов pод наш - детей своих". Погибших воинов сжигали на костpе из дубовых сучьев, ибо "дуб - деpево мужчин, его пламя очищает душу воина". Символ дуба Дуб был у славян олицетвоpением силы, мощи и в дpевности посвящен могучему Пеpуну. Его так и называли - Пеpуново деpево. Птицей Громовника был орел, деревом – дуб (в который часто бьет молния из-за его уходящих глубоко в землю корней) Гpеции дубовая ветка символизиpовала силу, мощь и знатность pода, дубовыми венками нагpаждались самые хpабpые воины. Пpеклоняясь пеpед дубом, гpеки посвятили его Аполлону, покpовителю искусств. В Дpевнем Риме дуб посвящался главному богу - Юпитеpу, а желуди именовались юпитеpовыми плодами. Знаменитый pимский ученый-натуpалист Плиний Стаpший писал, что дубы "не тpонуты веками, они одного возpаста с миpом, они поpажают своим бессмеpтием, как одним из чудес света". Дуб -мировое дерево Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции — Зевсу, в Древнем Риме — Юпитеру, в Германии — Донару, у литовцев — Перкунасу, у славян — Перуну В мифопоэтических текстах чувашей дуб – традиционный символ мужественности, крепости, силы духа. Он олицетворяет отчий дом, Отчизну. В народных песнях образ дуба является выразителем родового предка по мужской линии – отца, деда, прадеда, прародителя, в нём интегрируются признаки «свой», «родной» «старший»: юман – атте «дуб мой – батюшка». Сила, мощь. Был посвящён могучему Перуну. Мощь, сила,знатность рода, мужество. Был посвящён Аполлону, покровителю искусств супружеского счастья. Славяне Греки Сила, долголетие,бессмертие, непреклонность. Был посвящён главному богу- Юпитеру. Римляне Король деревьев, железо крестьянина,долгожительство. Эстонцы Долголетие,святость Украинцы Мужественность, крепость, сила духа, отчий дом, Отчизна, отец, Мировое дерево, ретранслятор между людьми и высшими силами. Чуваши Провинция Бискайя , Испания Герб Чувашской Республики Цивильск, Чувашская Республика Ланген, Германия Лофта, Германия Шумерля, Чувашская Республика Чебоксары, Чувашская Республика Флаг Чувашской Республики Эстония Казанской губернии, утвержденный в декабре 1856 г У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том:И днем и ночью кот ученыйВсе ходит по цепи кругом;Идет направо - песнь заводит,Налево - сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасныхЧредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходомПленяет грозного царя;Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несет богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;Там ступа с Бабою ЯгойИдет, бредет сама собой;Там царь Кащей над златом чахнет;Там русской дух... там Русью пахнет!И там я был, и мед я пил;У моря видел дуб зеленый;Под ним сидел, и кот ученыйСвои мне сказки говорил. Старуха роняет нечаянно желудь, который падает в подпол. Через некоторое время из этого желудя вырастает огромный дуб, по которому старик залезает на небо и находит там золотые жернова. Эти жернова постоянно выдают им то блин, то пирог. Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зеленый над холмом. В море остров был крутой, Ни привольный, ни жилой; Он лежал пустой равниной; Рос на нем дубок единый; А теперь стоит на нем Новый город со дворцом. Дубовый листок оторвался от ветки родимойИ в степь укатился, жестокою бурей гонимый;Засох и увял он от холода, зноя и горя;И вот наконец докатился до Черного Моря.У Черного Моря чинара стоит молодая;С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;На ветвях зеленых качаются райские птицы;Поют они песни про славу морской царь-девицы. И странник прижался у корня чинары высокой;Приюта на время он молит с тоскою глубокойИ так говорит он: я бедный листочек дубовый,До срока созрел я и вырос в отчизне суровой. Один и без цели по свету ношуся давно я,Засох я без тени, увял я без сна и покоя.Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,Немало я знаю рассказов мудреных и чудных. На что мне тебя? отвечает младая чинара,Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?Мой слух утомили давно уж и райские птицы. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!Я солнцем любима; цвету для него и блистаю;По небу я ветви раскинула здесь на просторе:И корни мои умывает холодное море. Учись у них – у дуба, у березы.Кругом зима. Жестокая пора!Напрасные на них застыли слезы,И треснула, сжимаяся, кора.Все злей метель и с каждою минутойСердце рвет последние листы,И за сердце хватает холод лютый;Они стоят, молчат; молчи и ты!Но верь весне. Ее промчится гений,Опять теплом и жизнию дыша.Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. Дурная почва: слишком узловатИ этот дуб, и нет великолепьяВ его ветвях. Какие-то отрепьяТорчат на нем и глухо шелестят.Но скрученные намертво суставыОн так развил, что, кажется, ударь -И запоет он колоколом славы,И из ствола закапает янтарь.Вглядись в него: он важен и спокоенСреди своих безжизненных равнин.Кто говорит, что в поле он не воин?Он воин в поле, даже и один. «На краю дороги стоял дуб… Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками… «Весна, и любовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!..» «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Первая встреча Андрея Болконского с дубом Вторая встреча Андрея Болконского с дубом «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их». «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это!..» Одна из учениц в сочинении «О чем шумит дуб?» делится интересным открытием: «Если прочитать слово "дуб"с конца и прибавить мягкий знак, образуется слово "будь". Быть может, это могучее дерево хочет сказать нам: «Будьте со своими родителями, со своими корнями, крепко держитесь за них, берегите их!» Автор четко определяет дуб как символ родителей: «Дуб – отчий дом, родитель! Для родителей мы всегда желанны! Дуб - дань уважения нашим предкам, сила сопротивления и терпения, выносливости и надежности. Под раскидистой кроной вы всегда найдете место!» «Я – семя твоё! Я - жёлудь твой, твоё я продолженье. Так не дай же мне пропасть. Дуб-батюшка, дай мне силы и стойкости, чтобы перебороть обиды и слёзы, которые будут встречаться на моём пути, дай мужество и отвагу, чтобы вынести и непогоду, и все жизненные невзгоды». Такое же понимание образа дуба у другой ученицы в сочинении «Кто он человек?» Она обращается к Величавому Дубу-мудрецу как к живому образу, называет его дедом, устами Дуба- наставника проповедует Божьи законы, призывает в жизни следовать по пути благодетеля: «Все по земле ходи'те да на добрые дела зарубки делайте! » Она же в эссе «Дуб» рассматривает этот образ как символ непреклонности, стойкости, вечной борьбы: «Ничто не могло заставить его покорно склониться: ни свирепый ветер, ни бушующая метель, ни страшная буря. Он боролся за жизнь, цеплялся за её тонкую нить». Мощь, долгожительство,долготерпение,неторопливость Родитель, отчий дом, родина Мудрость,наставник,единство корней Прародитель,род человеческий Непреклонность, стойкость,жизнь Отец , родитель Творческая работа Одна из учениц видит причины одичания Раскольникова в его оторванности от рода своего: «Имя Родион означает, что раскол произошел между родом и человеком (РОД и ОН). В моем представлении род человеческий - крепкое многовековое дерево-дуб. Дуб–это родитель, прародитель. Если человек «откололся» от рода своего, от общества, он становится способным совершать поступки, противные природе человека и человечности». РОД и ОН (человек) В имени Родион девятиклассница выделяет слова «РОДИ», «ОН»(его): «РОД человеческий, ты крепок, как дуб, РОДИ ЕГО (человека), не сверхчеловека с звериными законами, а человека, крепкого духом, сильного нравственными устоями , желающего сохранить связь с людьми, с крепкими родовыми корнями! Оторванность приведет к трагедии». РОД , РОДИ ОН (человека) Род ОН Роди ОН и (человек) Тренинг «Прими мою боль». Инструкция:1) Вам необходимо написать на бумажных желудях свои переживания и проблемы. Постарайтесь среди всех проблем выбрать действительно самые важные (время на выполнение 2-3 мин.). Тренинг «Прими мою боль». 2) Перед вами плакат с изображением дуба. Вам необходимо на этот дуб повесить желуди с вашими записями о проблемах и переживаниях. Если кто-то из вас хочет озвучить свою запись, можете прочитать вслух. Рефлексия: 1. Сложно ли было записать на бумаге проблемы и переживания свои?2. Что может произойти с человеком, когда у него накапливается большое количество проблем и переживаний?3. Что в такой ситуации необходимо делать? 4. Как родители могут помочь решить проблемы и избавиться от переживаний своим детям? Провинция Бискайя , Испания Герб Чувашской Республики Цивильск, Чувашская Республика Ланген, Германия Лофта, Германия Шумерля, Чувашская Республика Чебоксары, Чувашская Республика Флаг Чувашской Республики Эстония Казанской губернии, утвержденный в декабре 1856 г Мощь, долгожительство,долготерпение,неторопливость Родитель, отчий дом, родина Мудрость,наставник,единство корней Прародитель,род человеческий Непреклонность, стойкость,жизнь Отец , родитель мировое дерево, родные, корни родовые родитель, учитель и наставник мощь, сила, воин, стойкость, несгибаемость жизнь, счастье, единение с народом мировое древо, идеальное, счастливое государство богатая , счастливая жизнь, Великое, Необъятное и Ценное, мировое древо, Мир человека тесно связан с дубом, и хотя каждый человек по-своему воспринимает образ дуба, единодушно можем утверждать, что дуб - символ силы, мощи и единства. Не теряйте свои корни! Славен дуб своими мощными крепкими корнями и обширной раскидистой кроной. Под этой кроной вы всегда найдете место! Для родителей мы всегда желанны! Живи и помни свой род, крепко держись за него, береги его как святыню!» Народная пословица: «Дерево без корней обречено на высыхание, а народ без единства -на исчезновение»- утверждает необходимость единства и сплоченности. Вот величественное дерево дуб (изображение дуба на плакате), вам необходимо оформить плакат о символике дуба, отвечая на вопрос: символом чего является дуб для вас? На память о нашем уроке можете приклеить свои фотографии, а рядом написать, что означает для вас образ дуба.