Презентация к дополнительной образовательной программе Генетический калейдоскоп


 ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОПДополнительная образовательная программа эколого-биологического направления для обучающихся 7-11 классовАвтор: Маюрова Марина Валентиновна,педагог дополнительного образования Направленность дополнительной образовательной программы «Генетический калейдоскоп» - эколого-биологическая. Образовательная область в сфере естествознания: генетика.Цель образовательной программы «Генетический калейдоскоп» - формирование у обучающихся ценностного отношения к природе в процессе изучения генетики, привлечение к научным исследованиям, развитие творческого потенциала. Задачи: Организовать практическую, исследовательскую деятельность обучающихся. Выработать понимание фундаментальных законов генетики.Научить решать генетические задачи.Научить проводить эксперименты по скрещиванию растительного и животного материала.Научить анализировать полученные в ходе экспериментов результаты. Организовать сотрудничество с научными сотрудниками ВУЗов города, региона, России, специалистами управления по природопользованию и экологии Администрации города. Нормативная базаФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ), ФЗ «О дополнительном образовании в РФ», «Стратегия развития муниципальной системы образования города Сургута до 2020 года», «Концепция развития дополнительного образования детей» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. №1726-р), программа развития станции юных натуралистов в следующих проектах: «Проект предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Проект по работе с одаренными детьми «Креативная лаборатория «Исследование социоэкологического равновесия» Примеры объектов изучения:РодителиСамантаВинченцио Реттбери МатьОтецLlLLLгомозиготный короткошерстныйLlгетерозиготный короткошерстный (носитель дш)lLlгетерозиготный короткошерстный (носитель дш)llгомозиготный длинношерстный Получившиеся котята Наследование генов пигмента РодителиАселтика ХеннессиСимфония СофткэтШоколадный мраморныйШоколадный серебристый мраморный В потомках от этой пары кошек могут родиться котята следующих окрасов (порядок по убыванию возможности проявления генотипа в фенотипе):мраморный шоколадный серебристый мраморный шоколадный однотонный шоколадный серебристый однотонный шоколадный мраморный лиловый серебристый мраморный лиловый однотонный лиловый серебристый однотонный лиловый Получившиеся котятаПомет 1Шоколадный серебристый мраморныйКот №1Шоколадный серебристый мраморныйКот №2Лиловый мраморныйКошкаШоколадный серебристыйКошка Помет 2Шоколадный серебристый. КошкаШоколадный серебристый кот Общие сведения о программеВозраст обучаемых – 13-17 лет.Программа рассчитана на 1 год обучения.Количество часов в неделю: 3 часа; в год:105 часов. методы и формы преподавания: беседы, метод проблемного обучения, практические занятия, эксперименты. принципы обучения: индивидуальность каждого из воспитанников, доступность подачи материала, преемственность и результативность Технологиирепродуктивные технологии: традиционного обучения, дифференцированного обучения, полного усвоения знаний.технологии проблемного обучения, технологии игры, дискуссии, технологии обучения как исследования. алгоритмические технологии: программированного обучения; модульного обучения (классификация Кларина). технологии исследовательского и личностно-ориентированного обучения. Ожидаемые педагогические результатысформированное у обучающихся ценностное отношение к природе, продвижение ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы «Генетический калейдоскоп», углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о генетических законах;овладение навыками эксперимента, обработки и анализа материала;развитие мотивации личности воспитанника к познанию окружающего мира, развитие логического мышления, освоение методов анализа и синтеза, моделирование простых экосистем, развитие умения четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли;максимальная реализация каждого из воспитанников, его предметное, социальное, профессиональное и личностное самоопределение;приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям. методы контролятестирование, ответы на контрольные вопросы, анализ результатов конкурсов, научных конференций.Входной, промежуточный и итоговый контроль образовательных результатов проводится в форме тестирования с использованием комплекса методик, разработанных В.А. Ясвиным и С.Д. Дерябо ТемаВ часахВсего часовТеоретическиеПрактическиеФорма контроляВведение в генетику33–Закономерности наследования при внутривидовой гибридизации. Законы И.Г. Менделя936тест Наследование при взаимодействии генов66-тестГенетика пола и сцепленное с полом наследование1587Решение задачИзменчивость генетического материала21138тестГенные механизмы наследственности972Решение задачГенетика популяций1596тестГенетика человека633тестГенетические основы селекции18612экспериментИтоговое занятие33конференцияИтого1055847 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИВ конце обучения обучающиеся знают: фундаментальные законы наследования и закономерности изменчивости; материал (представление) о структурно-функциональной единице наследственности – гене; генетические основы селекции; историю становления генетики и ее место в системе естественных наук.умеют: решать генетические задачи по основным разделам генетики; давать краткие, четкие и исчерпывающие ответы на все предложенные преподавателем вопросы; находить логичную связь между основными разделами курса; составлять схемы скрещиваний, родословной, расположения генов, генетические рисунки и т.д.владеют навыками: по постановке опытов по гибридизации растительных объектов и скрещиванию животных на примере хомячков, кошек, крыс.  Основная литература для преподавателя Абрамова З.В., Карлинский О.А. Руководство к практическим занятиям по генетике.– Л.: Изд-во Колос, 1968. Алиханян С.И. и др. Общая генетика.– М., 1985. Беляев Д.К. Общая биология для 10-11 кл.– М., 1991Беляев Д.К., Рувинский О.А. Общая биология 10-11 кл.– М., 1991. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике.– М.: Просвещение, 1979; Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.– М., 1989. Лобашев М.Е. и др. Генетика с основами селекции.– М., 1979. Орлова Н.Н. и соавт. Сборник задач по общей генетике: Учебн. пособие.–М.: Изд-во МГУ, 2001.–144 с Полянский Ю.И. Общая биология 10-11 кл.– М., 1990.Жан Поль Маас. Генетика кошек может быть легкой или генетика кошек для чайников. Сборник лекций. Итнернет- ресурсы:www.vandvis.ru/genetics/maas/oglavlenie.htm‎devonrex.forumgrad.ru/t60-topic‎www.russianburmese.com/elementarnaja-genetika-koshek.html‎ 4.murrrr-murrrr.narod.ruhttp://www.hamsters-uk.org Примеры объектов изучения:Родители (первая пара)коричный самец (-pp Sasa?) самка окраса серебристый жемчуг (-Sg_To(To) Sasa?) Дети: Сиреневый жемчуг гомозиготный атлас (dgdgppSg ToY SaSa)Дети: Кремовый хомячок (ee_с ToYsasa)