Презентация Приемы работы при аграмматической дисграфии
«Приёмы работы при аграмматической дисграфии»Выполнила: учитель-логопед МАОУ СОШ № 28Юдина Наталья Владимировна
Типы ошибок при аграмматической дисграфии:1.Неправильное употребление падежных окончаний(ошибки бывают даже в простых формах)2. Замена формы единственного числа имён существительных формой множественного числа и наоборот.Ошибки согласования имён существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже3.Ошибки согласования, управления в словосочетаниях, предложениях.4.Пропуски и замены предлогов.
Работа над словообразованием.1. «ЭХО» (ВОЛЧИЙ) УРОВЕНЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Логово волчье логово Нюх — волчий нюх Клык — волчий клык Хвост — волчий хвост Глаза — волчьи глаза Запах — волчий запах Нос — волчий нос Уши — волчьи уши Морда — волчья морда Лапа — волчья лапа Пасть — волчья пасть Добыча — волчья добыча Лапы — волчьи лапы Стая — волчья стая Вой — волчий вой Капкан — волчий капкан Повадки — волчьи повадки Аппетит — волчий аппетит След — волчий след Слёзы — волчьи слёзы Когти — волчьи когти Шкура — волчья шкура Шерсть — волчья шерсть Ягоды — волчьи ягоды
Работа над словообразованиемИгра: «НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ, ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ЗАНЯТИЯ» Строит — строитель Пишет книги — писатель Спасает — спасатель Водит машину — водитель Изобретает — изобретатель Испытывает самолёты — испытатель Оформляет — оформитель Посещает — посетитель Покупает — покупатель Наблюдает — наблюдатель Учит в школе — учитель Воспитывает детей — воспитатель
Работа над словообразованием ИГРА «Назови детёнышей»У льва — львёнок — львята У лисы — лисёнок — лисята У лягушки — лягушонок — лягушата У лебедя- лебедёнок — лебедята У козы — козлёнок — козлята У оленя — оленёнок — оленята У тюленя — тюленёнок — тюленята У коровы — телёнок — телята У осла — ослёнок — ослята У курицы — цыплёнок — цыплята У кролика — крольчонок — крольчата У белки — бельчонок — бельчата
Работа над согласованием слов в «числе»Мишка-хвастунишкаУ меня есть коляска А у меня есть много колясок У меня есть лягушка А у меня есть много лягушат У меня есть лист А у меня есть много листов У меня есть улитка А у меня есть много улиток У меня есть линейка А у меня есть много линеек У меня есть стул А у меня есть много стульевУ меня есть лента А у меня есть много лент У меня есть билет А у меня есть много билетУ меня есть лейка А у меня есть много леек У меня есть стул А у меня есть много стульев У меня есть колесо А у меня есть много колёс
Управление ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМСЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ Кем?, Чем? (Творительный падеж)Закончите предложения, отвечая на вопросы. Повторите предложения целиком.Лена машет (чем?) …….. Лена машет(каким?)платком.Витя пишет (чем)……..Витя пишет (какой?) ручкой…..Папа копает(чем?)……Папа копает (какой? ) лопатойДедушка пилит(чем?)…….Дедушка пилит(какой?) пилой
Управление ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМСЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ Кого?, Чего? (РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ)Послушайте предложение. Найдите в нём ошибку. Исправьте её. Произнесите предложение правильно.Лена выпила стакан кисель. Саша съел кусок торт.Больной выпил чашку молоко.Галя слышала голос кукушка.Громко стучали капли дождь.
СловоизмененияРодительный падеж1.Послушайте словосочетания. Ответьте на вопросы. Четко проговаривая окончания слов.Образец: Нора (кого?) лисы.Лисья нора. Нора (кого?)………Совиное гнездо. Гнездо (кого?)……Соловьиная песня. Песня (кого?)…….Гусиное перо. Перо (кого?)…….Мамина шляпа. Шляпа (кого?)…..Сосновые ветки. Ветки (чего?)….Дубовый лист. Лист(чего?)….Берёзовая кора. Кора (чего?)….Тополиный пух. Пух (чего?)….
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падежеИгра»Волшебники»Послушайте словосочетание. Словосочетание превратите в предложение. Подберите к слову-предмету подходящее по смыслу слово-признак.Образец: мак (какой?) красный мак. Цветёт красный мак.Цветёт мак. Цветут макиБегает цыпл1нок.Бегают цыплята.Зреет помидор. Зреют помидоры.Созрел огурец. Созрели огурцы.Расцвела роза. Расцвели розы.Растёт берёза. Растут берёзы
Работа над предложениемПодберите слова так, чтобы получилось предложение.Корова лает.Утка мычит.Собака крякает.Кошка хрюкает.Свинья квакает.Лягушка пищит.Мышь мяукает.
Работа над предложениемЗакончи предложенияДети надели тёплую одежду, потому что…………Листья опадают с деревьев, потому что……….Дети купаются, потому что…………Дети идут с зонтами, потому что………..
Работа над предложениемВ каждой паре предложений указать правильное и неправильное.Взошло солнце ,потому что стало тепло.Стало тепло, потому что взошло солнце.У Кати был день рожденья, потому что ей подарили куклу.Кате подарили куклу, потому что у неё был день рождения.
Работа над предложениемВосстанови и запиши предложения.1. а) кошка ,серую, ловит, мышку б)кошка, серая, ловит, мышку2.а) медведь, по, белый, льдине, идёт б)медведь, по, белой, льдине, идёт3.а)кит, морю ,по, плывёт ,синий б)кит, морю ,по, плывёт, синему4.а)лужайке, кузнечик, зелёный, по ,прыгал б)лужайке, кузнечик, зелёной, по, прыгал
Работа над предложениемВосстанови и запиши предложение.1.Жёлтыецыплятаищутчервей.2.Кошкаловитмышей3.Курыклюютпшено.4.Медведьестмалину.5.Лисапоймаласороку.6.Лягушкасъелакомара.7.Гусеницапроелаяблоко.
Работа над предложениемПомоги чебурашке выделить и записать предложения:1.вапролдэкороваблоавжкеёткжуёткенгшщзхсеноцукен.2.рьбюжкеитьчмававлошадиифывапроллдлюбятболдовёссмит.3.гнекуцуравпробелкафыпробгрызётщакутролорехиюдождпмит.
Работа над предложениемВосстанови предложение, вставляя подходящее по смыслу слова:1. а)Андрей-------- в музыкальной школе (учиться б)Андрею нравится---- в музыкальной школе (учится 2.а)Вася сейчас------- с горы (скатиться б)Васе нужно быстро--- с горы (скатится3. а)Малыши-------- темноты (боятся б)Малышам не следует-------темноты (бояться
Работа над предложением, обогащение словарного запаса.Данные ниже предложения распространить, используя словосочетания из скобок.1. Лес наполнен пением(лес весенний, пением птичьим)2. С высоты тайга кажется морем( с высоты самолёта, морем огромным).3.Стая уток поднялась из зарослей (зарослей камыша).
Игра «Шифровальщик»Расшифруйте фразы, используя ключ-алфавит.Пословицы и поговорки о пользе учения1. 15,6 17,6,18,16,14 17,10,26,21,20 21,14,16,142. 12,20,16 4,18,1,14,16,20,6 4,16,18,1,9,5 20,16,14,21 15,6 17,18,16,17, 1,19,20,30.3. 4,18,1,14,16,20,6 21,25,10,20,30,19,33 3,19,6,4,5,1 17,18,10,4,16,5,10,20,19,33
Ключ к пословицам и поговоркамАлфавитА-1 К-12 Х-23Б-2 Л-13 Ц-24В-3 М-14 Ч-25Г-4 Н-15 Ш-26Д-5 О-16 Щ-27Е-6 П-17 Ъ-28Ё-7 Р-18 Ы-29Ж-8 С-19 Ь-30З-9 Т-20 Э-31И-10 У-21 Ю-32Й-11 Ф-22 Я-33
Работа над предложениемОпределите границы предложений, запишите их и озаглавьте тексты.1.Наступила зима Мише купили санки он очень рад санки быстро катят с горки Миша машет руками санки перевернулись мальчик упал в снег ему весело.2.У Вовы вчера был день рождения мама подарила сыну машинку папа купил коньки друзья принесли новую книгу мальчик рад подаркам все вместе пили чай с тортом
Работа над текстомРасставь предложения по порядку так, чтобы получился рассказ. Весело детворе! Вниз под горку мчатся лыжники. Другие дети лепят снеговика. Наступила зима. Некоторые дети катаются на коньках. В небе ярко светит солнце.
Работа над текстомПоследовательный пересказ с опорой на вопросы.Муравей.Муравей нашёл большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.Вопросы: Что нашёл муравей? Что не мог сделать муравей? Кого позвал на помощь муравей? Что сделали муравьи? Почему им было легко? Всегда ли вы помогаете друг другу?