Презентация по литературе на тему: Анализ стихотворения И.А. Бунина Одиночество с использованием инструмента коучинга сильных вопросов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского краяИспользование сильных вопросовна уроке литературы при анализе лирического произведенияЦветкова Элеонора Аркадьевна, учитель русского языка и литературы, 1 категория2016
Литература – это тот предмет, который позволяет учителю обратиться к личности учащегося, его чувствам, настроению. Сильные, открытые вопросы в процессе работы над лирическим произведением способствует тому, чтобы школьник размышлял, анализировал, самостоятельно делал выводы. - Зачем люди пишут стихотворения?- Когда люди пишут стихотворения?МОТИВАЦИЯ. Вы думаете, что человек пишет стихи, чтобы излить чувства, которые переполняют его.- Вы сказали, что человек пишет стихи, когда им обуревают страсти, когда он влюблен, одинок, счастлив или несчастен.- Вы считаете, что эти чувства знакомы, близки каждому. АРТЕФАКТ«Я рос одиноко... Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождения обычных путей юности — гимназии, университета — мне было не дано. Все в эту пору где-нибудь учатся, и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал».- Как вы думаете, что испытывает человек, который написал это? «ОДИНОЧЕСТВО» И ветер, и дождик, и мглаНад холодной пустыней воды.Здесь жизнь до весны умерла,До весны опустели сады.Я на даче один. Мне темноЗа мольбертом, и дует в окно.Вчера ты была у меня,Но тебе уж тоскливо со мной.Под вечер ненастного дняТы мне стала казаться женой…Что ж, прощай! Как-нибудь до весныПроживу и один — без жены…Сегодня идут без концаТе же тучи — гряда за грядой.Твой след под дождем у крыльцаРасплылся, налился водой.И мне больно глядеть одномуВ предвечернюю серую тьму.Мне крикнуть хотелось вослед:«Воротись, я сроднился с тобой!»Но для женщины прошлого нет:Разлюбила — и стал ей чужой.Что ж! Камин затоплю, буду пить…Хорошо бы собаку купить.И.А. Бунин СИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ- Какие чувства и настроения вызвало у вас это стихотворение?.. Еще?- Что представили? Где находитесь?.. Еще? - Если бы вы были художником, какие краски использовали бы?.. Еще?- Какой он, лирический герой этого стихотворения?- Что его окружает? Что он чувствует?.. Еще? СИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ- Каковы отношения героя и героини?- Почему лирический герой отпускает ту, которая «стала казаться женой»?А если бы героиня лирического произведения вернулась? То что?- Почему лирический герой хочет собаку купить? СИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫЧто вы можете сказать о лексике стихотворения?Благодаря каким художественным средствам, поэту удалось вызвать чувства, представить лирического героя, понять его?Какие звуковые образы у вас вызывает данное произведение? ОБОБЩЕНИЕ- Вы сказали о том, что это стихотворение вызвало у вас грусть, тоску, появилось щемящее чувство одиночества…- Вы почувствовали, что вам холодно, сыро, неуютно. Вы одни…- Вы представили осень, голые деревья, дождь…- Вы считаете, что лирический герой несчастный, одинокий, мучающийся…- По вашему мнению, ему плохо, он страдает, горюет, печалится…- Вам кажется, отношения героев сложные, любовь у одного, наверное, прошла. Второй любит до сих пор. Вы видите мучительное расставание. - Вы думаете, что, если бы героиня вернулась, было бы только хуже, больнее. Вы убеждены, что жить без любви не имеет смысла?! ОБОБЩЕНИЕ - Работая с лексикой, вы отметили, что ее можно разделить на две группы.1 группа - природа. Существительные: ветер, дождик, мгла, тучи, тьма. Прилагательные: холодной, ненастного, предвечернюю. Глаголы: умерла, опустели, дует. 2 группа - лирический герой: мне темно, тоскливо, больно, разлюбила, буду пить. Причем вы отметили, что сначала употребляются глаголы прошедшего времени: была, опустели, потом настоящего: прощай, идут и , наконец, будущего: затоплю, буду пить, хорошо бы купить. Вы считаете, что для более глубокого раскрытия внутреннего мира лирического героя, автор использует следующие средства художественной выразительности: градация, постепенное эмоциональное нарастание – ветер, дождик, мгла … Эпитеты: «Мне темно, холодной пустыней… Риторические восклицания, вопросы и т.д. - А еще вы говорили о звукописи. Вы услышали звуки дождя, стучащего в окно, вой ветра… - И, подводя итог, вы акцентировали внимание на том, что лирический герой хочет купить собаку, чтобы избавиться от одиночества, обрести верного друга.ОБОБЩЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ Написать мини-сочинение на тему: «Как меняется настроение лирического героя в стихотворении И.А. Бунина «Одиночество»? Что мне дает коучинг? повышается интерес к предмету, дети говорят, рассуждают, спорят, мыслят творчески,делают открытия. Новые тропы открывает лишь тот, кто готов заблудиться…