Презентация по литературе на тему Рассказ И.А.Бунина Кукушка: смысл названия, проблема произведения (7класс)
Рассказ И.А.Бунина «Кукушка»: смысл названия, проблема произведения.Работу выполнила Морозова Н.Т., учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края
Цели урока Выявление художественной идеи рассказа; особенностей раннего творчества И.А.Бунина2. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления символического значения понятия «Дом». 3.Доказать , что доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа.
Выразительное чтение Прочитать отрывок из рассказа от начала до слов «..вывела двух детёнышей волчица». Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения?
Какая тональность задаётся И.А.Буниным уже в самом начале произведения? РассуждаемПреобладают серые тона, картина леса написана в приглушённой цветовой гамме.
Репродукция картины И.Е.Репина«Мужичок из робких»
Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»?РассуждаемКукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своём веку человека.
Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?Рассуждаем Выразительное чтение учащимся отрывка от слов «Он был приемыш...» до «...и весна прошла дружно, весело».
Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки?Рассуждаем
Где жил герой рассказа Бунина?
Выразительное чтение от слов «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы.
Старая караулка органично вписана в пейзаж. Какими словами формируется представление о ней? Составьте небольшой словарик. Назовите художественно-изобразительные средства.
Дом символизирует центр мира, убежище Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную. Почему радуется Кукушка своему новому положению?
Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки...» до слов «...даровать ему тихую и скорую кончину...»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас? Читаем и рассуждаем «Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, он искренне просил Бога даровать ему скорую и тихую кончину».
В каких отношениях с миром природы находится Кукушка?Читаем и рассуждаем Выразительное чтение учащимся от слов «А в караулке ему было хорошо» до слов «...повторял начало своей любимой песни».
Почему волчица поселилась неподалеку от Кукушки, не опасаясь присутствия человека? Как автор изображает маленьких волчат в родном логове?
Какова судьба волчат? Выразительное чтение учащимся от слов «Волченята между тем росли…» до слов «...Кукушке он совсем не был слышен».
Выразительное чтение от слов «Придя к картофельной яме...» до конца рассказаЧитаем
Какое значение приобретает фраза Кукушки:«— Зимой нашему брату плохо.— Какому брату?— Волчиному? » Какая участь ждет волчонка, которого ребята отпустили на свободу?Рассуждаем
Почему Кукушка замёрз около леса?
Кукушка шёл к лесу, где стоял его ДОМ, который он безвозвратно потерял. А человек, лишённый дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит к гибели
Интернет-ресурсы, использованные при выполнении работыРепродукция картины И.Е.Репина «Мужичок из робких»Репродукция картины В.М.Максимов «Красный уголок в избе» Репродукция картины В.И.Сурикова «Изба»Репродукция картины И.И.Левитана «Зимой в лесу»Репродукция картины С.А.Виноградова «Пастух»