Технология проектного обучения на уроках окружающего мира


Технология проектного обучения Что мы понимаем под методом проектов? Проект (от лат. «projectus») замысел, план.Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, чтение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.         Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Из истории Дж. Дьюи В.Х. Килпатрик С.Т. Шацкий Типы проектовПО ДОМИНИРУЮЩЕМУ МЕТОДУ 1.Практико – ориентированный проект   Типы проектовПО ДОМИНИРУЮЩЕМУ МЕТОДУ 2.Исследовательский проект   Типы проектовПО ДОМИНИРУЮЩЕМУ МЕТОДУ 3.Информационный проект  Типы проектовПО ДОМИНИРУЮЩЕМУ МЕТОДУ 4.Творческий проект   Выставка рисунков и плакатов в рамках работы над проектом «Экологические проблемы России» Книга «Рассказы и сказки про грибы» Типы проектовПО ДОМИНИРУЮЩЕМУ МЕТОДУ 5.Ролевой (игровой) проект. Типы проектовПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ Личностные Делает каждый индивидуально Парные Выполнить проект в паре Групповые (между группами участников). Выполнить проект в группах Типы проектовПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.Средней продолжительности (от недели до месяца).Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). Типы проектов ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТА МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ Внутриклассные;Внутришкольные;Региональные;Межрегиональные;Международные Готовность младших школьников к проектной деятельности. 1. Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений: спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться.2. «Интеллектуальная зрелость»: гибкое, вариативное, самостоятельное мышление. 3. Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности. Основные требования к использованию метода проектов 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов .3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).5. Использование исследовательских методов. Выбор тематики проекта Может формулироваться специалистами органов образованияМожет выдвигаться учителямиМожет предлагаться и самими учащимися Структура деятельности Деятельность ученика Деятельность учителя Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Предлагает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создает условия для активности школьника Субъект деятельности Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. Этапы разработки проекта Исходный: разработка проектного заданияОпределение проблемы: выявление противоречия и обоснование актуальности, формулирование темы проекта.Определение цели проекта и постановка поэтапных задач.Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения. УЧИТЕЛЬ - ученик 2. Разработка проекта: планирование работы.Определение сроков выполнения проекта в целом и его частей и промежуточной отчетности.Обсуждение критериев оценки качества. Выбор средств и методов выполнения проекта.Выбор формы работы над проектом и распределение обязанностей.Выбор способов оформления результатов и их презентации Этапы разработки проекта учитель-УЧЕНИК 3. Реализация проекта.Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.Проведение исследования.Подготовка иллюстративного материала: наглядно-графического, звукового.Оформление материала для презентации.Контроль и коррекция промежуточных результатов. Этапы разработки проекта учитель-УЧЕНИК 4. Завершение проекта.Общественная презентация проекта.Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.Рефлексия. Этапы разработки проекта УЧИТЕЛЬ - ученик Требования к проекту 5 «П» Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация 6 «П» - Портфолио Правила успешности проектной деятельности (Т.И.Шамова): Все члены команды равны.Команды не соревнуются.Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы: Междисциплинарные навыки:- «Выходить» за пределы одного предмета.- Интегрировать знания, получаемые из различных источников.- Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах.- Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям. Индивидуальные навыки:  - Формировать независимые суждения. - Развивать личный интерес и углублять знания в определённой области. - Приобретать навыки самоорганизации.- Развивать способность справляться с новыми проблемами. - Собирать и анализировать новую информацию.- Учиться анализировать и оценивать чужую работу.- Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.   Навыки общения: - Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме.- Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации.- Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.- Учиться писать понятный и грамотный отчёт о проделанной работе.             Навыки работы в группах:- Учиться работать в группах.- Учиться возглавлять и организовывать команду.-Участвовать в процессе принятия решений. Приобретать навыки сотрудничества.- Развивать чувство такта и дипломатичность. Работа с самосознанием:- Изучать свои сильные и слабые стороны. - Получать чувство удовлетворения от проделанной работы.- Давать реальную оценку своим возможностям. Виды презентационных проектов:  - Воплощение.- Деловая игра.- Демонстрация видеофильма – - Диалог персонажей.- Защита на Ученом Совете.- Игра с залом.Инсценировка. - Экскурсия. - Научная конференция.- Отчет исследовательской экспедиции.- Пресс-конференция.- Путешествие.- Реклама.- Ролевая игра.- Соревнования.- Спектакль.- Спортивная игра.- Телепередача. Презентативные умения и навыки: кратко, достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта;демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;демонстрировать найденное решение;анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение. Общеучебные умения и навыки (И.С.Сергеев) 1.Рефлексивные умения:умение осмыслить задачу;умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2.Поисковые (исследовательские) умения:- умение самостоятельно генерировать идеи;- умение самостоятельно найти недостающую информацию;- умение запросить недостающую информацию у эксперта;- умение находить несколько вариантов решения проблемы;- умение выдвигать гипотезы;- умение устанавливать причинно-следственные связи. 3.Навыки оценочной самостоятельности. 4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:- умение коллективного планирования;- умение взаимодействовать с любым партнером;- умения взаимопомощи в группе;- навыки делового партнерского общения;- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5.Коммуникативные умения:- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми;- умение вести дискуссию;- умение отстаивать свою точку зрения;- умение находить компромисс;- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6.Презентационные умения и навыки:- навыки монологической речи;- умение уверенно держать себя во время выступления;- артистические умения;- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;- умение отвечать на незапланированные вопросы. Личные качества самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность,осознание ценности совместного труда,эстетическое воспитание. Предметные результаты Получение хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции. Усвоение конкретных элементов социального опыта, знаний, умений, навыков, опыта решения проблем. Взаимосвязь с различными  инновационными технологиями в обучении: 1. С  технологией проблемного обучения (обеспечение творческого усвоения знаний);2. С технологией индивидуального обучения (дающая  возможность каждому ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности);3. С технологией группового обучения (ученик учиться работать в группе);4. С     альтернативной технологией свободного труда (право выбора);5. С технологией развивающего обучения (учащиеся самостоятельно организуют творческую деятельность);6. С технологией саморазвивающего обучения  (право выбора учащихся элективных курсов в старших классах, а в дальнейшем и в выборе профессии).  Список используемой литературы: Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6 Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист. – 2004. – №1. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение – 2013.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: «Академия», 1999. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3. Ресурсы интернет http://www.openclass.ru/node/62689 (Дата обращения 10.05.2015) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!