Презентация для педагогов Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста.
Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста.Новикова Н.А.
Самообразование педагоговЧто заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать своизнания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы:-обучение на курсах (один раз в пять лет);-самообразование;-участие в методической работе школы, города, района.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом(что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи. Если учреждение готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы.В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета.
Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведениюдополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;участие в работе научно-практических конференций, семинаров;ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми,рост его профессионального мастерства.
Несколько советов занимающимся самообразованиемВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника,дополнялись сведениями из другого документа.Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формироватьсвое собственное мнение по данному вопросу.ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотациюили перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.