Методическая разработка раздела Родной край — часть большой страны образовательной программы Окружающий мир 1-4 классы
Муниципальное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №60» г. Нижний Новгород2010 год Методическая разработка раздела «Родной край - часть большой страны»образовательной программы «Окружающий мир» Разработала: учитель начальных классов первой квалификационной категории Горюнова Анна Александровна Цельформирование у обучающихся интереса к своему родному краю, желания познания законов природы, воспитание ответственности за состояние окружающей среды Задачизнакомство обучающихся с конкретными природными объектами своего края;обучение навыкам наблюдения в окружающей среде за природными объектами;овладение базовыми навыками использования ПК в освоении учебного материала;формирование представлений о взаимосвязях живых организмов и сред в природе;систематизация и расширение знаний учащихся о природе и хозяйстве своего края. Теоретические основы экологического воспитания Я.А. Коменский – принципы природосообразностиЖ.Ж. Руссо – человек творение Бога-творца и ПриродыК.Д. Ушинский – принцип природосообразности и приближения процесса обучения к природе Теоретическое осмысление экологизации общей культуры человека внедрение информационных технологий;развитие творческих способностей детей;расширение кругозора обучающихся;позитивное отношение к миру;адекватная оценка собственного поведения;выполнение роли наблюдателя и эксперта. Актуальность Формирование экологической культуры через изучение раздела «Родной край – часть большой страны» в современных условиях приобретает особую актуальность. Принципы отбора содержания образования гуманизации форм и методов обучения;доступности и соответствия возрастным и психологическим особенностям детей;органичного единства обучения и воспитания;непрерывности;единства активных и интерактивных методов обучения, творческой самостоятельности детей. Дидактические методы - репродуктивный;- информационный;- проблемный . Основные подходы - проблемно-поисковый;- личностно-ориентированный. Формы организации деятельности - уроки в классе;- уроки-игры;- уроки-путешествия. Технологии обучения технология развивающего обучения;информационно-коммуникационная технология. Типы учебных занятий - повторение изученного материала;- изучение нового материала;- закрепление; контроль качества знаний;- комбинированный. Название темы (модуля)форма организации. Цели освоения темы (модуля)приемы, методы. Содержание темы (модуля). Содержание деятельности учащихся. Наш край(Организационный,групповой). Сформировать представление учащихся о родном крае, развитие умения работать с картой, расширение знаний учащихся о природе и хозяйстве своего края, воспитание любовь к нему. Приемы:формирование взглядов, убеждений.Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Знакомство с новым разделом «Родной край – часть большой страны», с административной картой России и с картой области, систематизация информации о природе и хозяйстве своего края, закрепление изученного. Изучение условных обозначений на карте России, нахождение на карте своего населенного пункта .Определение природной зоны своего края, перечисление населенных пунктов, рек, водоемов, развитых отраслей производства, растительного и животного мира.Практическая работа по заполнению на интерактивной доске таблицы «Природа нашего края». Структура содержания тематических модулей Тематическое планирование 1 класс Родной край – часть большой страны Раздел «Что мы знаем о нашей стране и своём городе?» 5 1 Куда текут реки? 1 2 Откуда в наш дом приходит вода? 1 3 Как живут растения? 1 4 Как живут животные? 1 5 Как зимой помочь птицам? 1 Тематическое планирование 2 класс Родной край – часть большой страны Раздел «Где мы живём» 7 1 Родная страна 1 2 Какие бывают растения 1 3 Какие бывают животные 1 4 Дикорастущие и культурные растения 1 5 Животные живого уголка 1 6 Комнатные растения 1 7 Красная книга нашего края 1 Тематическое планирование 3 класс Родной край – часть большой страны Раздел «Эта удивительная природа» 8 1 Вода. Превращение и круговорот воды. 1 2 Что такое почва? 1 3 Разнообразие растений 1 4 Размножение и развитие растений 1 5 Охрана растений 1 6 Разнообразие животных 1 7 Размножение и развитие животных 1 8 Охрана животных 1 Тематическое планирование 4 класс «Родной край – часть большой страны» 12 1 Наш край 1 2 Поверхность нашего края 1 3 Водоёмы нашего края 1 4 Наши подземные богатства 1 5 Земля - кормилица 1 6 Жизнь леса. Лес – природное сообщество 1 7 Жизнь луга. Луг – природное сообщество 1 8 Жизнь пресного водоёма 1 9 Растениеводство в нашем крае 1 10 Незаметные защитники урожая 1 11 Животноводство в нашем крае 1 12 Обобщающий урок – игра «Я знаю родной край» 1 Поверхность нашего края Равнина Холмистая равнина Овраги Водоёмы нашего края Реки Озёра Искусственное водохранилище Река Волга Горьковское водохранилище Озеро Светлояр Какие бывают почвы? Растениеводство в нашем крае Животноводство в нашем крае Учебно-методический комплекс Тест «Мой край»Загадки о природных сообществахТаблица «Водоемы»Полезные ископаемые и их свойстваСхема «Почва»Практическая работа «Земля –кормилица»Кроссворд «Водоемы»Анкета «Лес – природное сообщество»Сочетания для составления текста «Русский лес зимой»Филфорд «Растения и животные луга»Игра «Земля – наш дом»Правила поведения в природеСхема «Животноводство в нашем крае»Игра «Я знаю свой край»Викторина о птицахСтихи о воде и лесеВидеоматериалы по темам раздела Загадки (насекомые нашего края) Над цветком порхает, пляшет,Веером узорным машет. 2. На лугу живёт скрипач,Носит фрак и ходит вскачь. 3. Сок из цветков она берётИ в сотах копит сладкий мёд. Тест «Мой край» 1. Мой край расположен на материке…а) Африка;б) Австралия;в) Евразия;г) Северная Америка. 2. Мой край находится в природной зоне…а) лесов;б) тундра;в) степи;г) пустыни. 3. В моём краю растут…а) кактусы, кипарисы;б) ель, берёза, осина;в) полынь, ковыль, саксаул;г) ягель, клюква, карликовая ива. Разгадать филфорд «Растения и животные луга» Зашифрованные слова: стрекоза, кузнечик, ромашка, лягушка, колокольчик, одуванчик, бабочка, пчела, гусеница, муха, жаворонок, жук, подорожник. Проблема экологического мышления главное противоречие между неподготовленностью учеников к восприятию материала и его сложностью Решение проблемы: экологическое образование – как непрерывный процесс обучения и воспитания Результат обучения Будут знать Будут уметь некоторые экологические проблемы своего края;особенности природы своего края, полезные ископаемые, формы земной поверхности, водоемы своего края;природные сообщества. пользоваться атласом-определителем;пользоваться интерактивной доской, ПК;различать растения и животных, характерных для леса, луга, водоемов, полезные ископаемые, основные сельскохозяйственные растения и животных своего края;проводить наблюдения за природными явлениями;давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;определять необходимые меры охраны природы, свое участие в сохранении природного окружения;самостоятельно находить в учебниках и других источниках сведения по темам раздела;владеть элементарными приемами чтения географической карты. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% Уровень словесно-логического мышления высокий 38% 42% 71% средний 50% 50% 29% низкий 12% 8% 0% 2 3 4 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% Уровень саморегуляции высокий 12% 40% 62% средний 76% 52% 38% низкий 12% 8% 0% 2 3 4 В классе было проведено анкетирование учащихся с целью определения уровня усвоения темУчащимся был предложен вопрос:«Какие трудности я испытываю при изучении темы Обозначьте ответ определённым цветом: у меня получается выполнять задания по теме, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы; я испытываю трудности при работе над этой темой. иногда испытываю затруднения при выполнении заданий; Динамика достижений обучающихся по предмету Класс Успеваемость Качество 1 100% 2 100% 66% 3 100% 74% 4 100% 80% Динамика выполнения контрольных работ 1 класс 2 класс 3 класс Выполнение Качество Выполнение Качество Выполнение Качество 100% 66,2% 100% 68,4% 100% 81,3% «Экологически культурную личность образуют в единстве развитое экологическое сознание, нравственно-эстетическое и деятельно-практическое отношения».Б.Т. Лихачев Используемая литература 1. Концепция и программа для начальной школы. «Школа России» М. Просвещение, 20072. Королёва А. Е. Иди за мной.(программа экологического просвещения) Калининград, 19963. Нестандартные интегрированные уроки по курсу «Окр. мир» М. «Вако», 20084. Грехова Л. И. В союзе с природой. М.: Сервиз-школа. 20025. Толмачёва Л. П. Окно в удивительный мир природы. –Донецк: Сталкер, 19986. Любов М. С. География Нижегородского края. АГПИИ, 20047. Серия детской энциклопедии. Я познаю мир. –М.: Астрель, 20018. Тренинги, психологические тесты, анкетирование. М. «Вако» 20089. Занимательные материалы, мастерская учителя. М.: «Вако», 2008