Презентация по физике. Урок –соревнование «Решение качественных задач по физике»


Урок –соревнование«Решение качественных задач по физике» Эпиграф Ум заключается не только в знании но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель Решение задач – составная часть большинства уроков по физикеЗадачи по физике привлекают учащихся как своим содержанием так и «красотой» методов решения, которые позволяют, предвидеть или открывать явление природы или свойства тел.Цель: выявлять склонности учащихся к изучению физики, развивать их интересы к науке, развивать познавательные способности учащихся – это значить формировать у них мотивы учения. Воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать ответственное отношение к своим обязанностям поддерживать любознательность, сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Воспитывать у учащихся потребность к самообразованию. Систематически проводить самостоятельные работы с учебником, помогать учащимся более сознательно усваивать основы научных знания, активизировать знания, умения и навыки. Решение качественных задач служит средством улучшения качества урока, устранении абстрактности в преподавании, приемам углубления, закрепления и проверки знаний и навыков учащихся, важным средством улучшения внешкольной и внеклассной работы: способствует формированию у школьников физических понятий, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знание для объяснения явления природы, быта и техники, расширяет технический кругозор учащихся, подготавливает к практической деятельности. ЗадачиСеверное Сияние, быстро меняющееся свечение отдельных участков ночного неба, наблюдаемое временами преимущественно в высоких широтах. Полярное сияние – это люминесцентное свечение, возникающее в результате взаимодействия летящих от Солнца заряженных частиц (электронов и протонов) с атомами и молекулами земной атмосферы. Происходит в результате свечения разреженных слоев воздуха на высотах 90-1000 км под действием протонов и электронов, проникающих в атмосферу из космоса. 1. Почему мыльные пузырьки некоторое время поднимаются, а затем отпускаются? Ответ: Выдуваемый пузырек заполняется теплыми газами , выдыхаемыми человеком, и поднимается. Спустя некоторое время вследствие теплообмена с окружающей средой газы охлаждаются, что приводит к уменьшению объема пузырька, то есть к уменьшению архимедовой силы и он опускается. №2 Перед тем как воспользоваться медицинской банкой, внутрь её вносят смоченный спиртом тампон и поджигают. Объясните, для чего это делают.Ответ: В банке, пролежанной к телу, температура воздуха уменьшается, а объем остаётся постоянным. Значит, давление в банке становится меньше атмосферного, поэтому она плотно прижимается. Экспериментальные задачиХарактерная черта этого типа задач — использование при решении как лабораторного, так и демонстрационного эксперимента. Опыт о свечении газа при прохождении электрического токаАргон светится зелёным цветом, неон красным цветом и т. д. Разные газы светятся под действием электрического тока по разному. № 3 Почему проколотый мячик не отскакивает при ударе им об пол? Ответ: При сжатии резины воздух выходит из мячика, а не запасает энергию,Необходимую для подъема. №4 Иногда из водопроводного крана вода вытекает белая, будто молоко. Чем это объясняется? Ответ: Воздух растворяется воде тем лучше, чем больше давление и ниже температура. Когда из крана вода вытекает наружу, часть растворенного воздуха выделяется в виде огромного количества мелких пузырьков- вода принимает молочно-белый цвет. №5 Почему у глубоководных рыб пузырь выходит наружу, если их извлечь из воды? Ответ: У глубоководной рыбы внутреннее давление газов больше атмосферного. Поэтому в воздухе раздувающийся пузырь умещается в теле рыбы и входит через рот наружу №6 Где большая вероятность возникновения весенних утренних заморозков- на возвышенности или в долине? Ответ: В долине, так как в ней скапливается холодный воздух. Физика на весенней тропеЛюбая физическая теория только тогда будет воспринята осознанно, если она подтверждена конкретными примерами. Отыскать с ребятами такие примеры в явлениях природы, пронаблюдать их, объяснить очень важно, ибо это помогает глубокому и прочному усвоению материала. Поэтому мы проводим ранней весной, при таянии снега экскурсию с семиклассниками на природу.Весеннее теплое солнышко вызывает очень интересные явления, и мы с учениками их наблюдаем. При наблюдении возникает естественное желание объяснить увиденное. Таким образом, кроме наблюдений происходят актуализация знаний, активное повторение пройденного теоретического материала. Уроки-экскурсии надолго остаются в памяти учащихся.Приводим перечень вопросов и заданий, которые мы даем. Выясните, что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнина. Почему? (О т в е т. Пригорки, так как они более обдувае­мы теплым весенним воздухом, чем ровное место.)Пронаблюдайте за снегом вокруг стволов деревьев. Объясните увиденную картину. (Ответ. Вокруг стволов снег тает быстрее, поскольку ствол дерева темный, он нагревается сильнее и излучает много тепла.)На весенний тающий снег положите два куска материи — темного и светлого цвета. Пронаблюдайте, как под ними тает снег. Объясните, почему именно так. (Ответ. Тела с темной поверхностью поглощают энергию Солнца лучше, чем светлые. И так же излучают энергию, Поэтому под темным куском проталинка больше.) Обратите внимание на следы лыжника, который проходил здесь зимой. Почему они кажутся приподнятыми по отношению к остальному снегу? (Ответ. Снег в том месте, где проходил лыжник, будет более плотным, поэтому и таять он будет медленнее, чем окружающий рыхлый снеговой покров. Следы кажутся приподнятыми.)Положите на ладонь кусочек льда, про­наблюдайте за его плавлением. От чего зависит скорость плавления? (Ответ. Скорость плавления зависит от температуры ладони и массы льдинки.)Рассмотрите внимательно снег. Почему, после того как начало активно пригревать солнышко, он стал в виде крупинок, а не рыхлым? (Ответ. Под действием Солнца верхние слои снега тают, вода просачивает­ся вниз и пропитывает нижние слои, ночью они промерзают, и образуются кристаллики льда.)Положите на снег два одинаковых бруска—деревянный и металлический. Пусть они полежат некоторое время. Что вы увидите? (Ответ. Удельная теплоемкость у металла меньше, чем у дерева, поэтому деревянный брусок будет нагреваться медленнее метал­лического. Теплопроводность брусков тоже различна, у металла она больше, чем у дерева. Поэтому под металлическим бруском снег тает быстрее, чем под деревянным.) Поставьте ладони так, чтобы их освещало солнышко. «Запомните» ощущение тепла. Смочите ладони водой и повторите наблюдение, В чем разница? Почему? (Ответ. Во втором случае в руках ощущение холода. Вода с поверхности ладоней испаряется. Испаряющиеся молекулы воды уносят часть энергии, поэтому ладони ощущают понижение температуры.)Возьмите в руки маленькую льдинку. Подуйте на нее. Что образовалось в том месте, куда вы дули? Почему? (Ответ. Отверстие Когда мы дули, с потоками воздуха тепло нашего дыхания передалось льдинке и она тает в том месте, куда эти потоки поступают.)Какова температура лужи, в которой пла­вает лед? Свой ответ проверьте с помощью термометра, (Ответ. Температура лужи 0°С. Пока лед не растает, температура воды не будет повышаться.) Наведите с помощью увеличительного стекла «лучик» Солнца на кончик термометра со ртутью. Что наблюдайте? Почему? (О т в е т. Температура быстро возрастает, так как с помощью увеличительного стекла мы концентрируем лучи Солнца, его энергию на маленькую поверхность ртутного баллончи­ка.)Измерьте температуру снега, на снег посыпьте соли, перемешайте и снова измерьте температуру, Что наблюдаете? Почему? (Ответ. Температура понизилась. Когда соль перемешивают со снегом, внутренняя энергия снега уменьшается, так как часть ее идет на разрушение кристаллов соли.)Измерьте температуру двух мест: на солнце и в тени; с помощью зеркальца направьте лучик в теневое место и через неко­торое время измерьте температуру этого ос­вещенного лучиком места. Что наблюдаете? Почему? (Ответ. Наблюдаем, что температура поднялась, так как энергия «в тень» передалась от Солнца с помощью излучения.) Щепоточку марганцовки бросьте на сы­рой снег. Что вы наблюдаете? Почему такая картина? (Ответ. Крупицы марганцовки растворяются в воде, содержащейся в снеге; снег окрашивается. Благодаря конвекции и диффузии пятно расплывается.)Задания:а) определите среднюю скорость ветра; б) вычислите среднюю скорость таяния снега на обочине дороги; в) найдите среднюю скорость движения солнечного зайчика, если зеркало неподвижно. Чем объяснить существование этой скорости?(Указания к выполнению задания: а) бросают маленький кусочек бумажки по ветру; замечают путь пролета и затраченное время; б) определяют толщину снега; через некоторое время повторяют измерение в этом же месте; по этим данным вычисляют скорость таяния снега; в) замечают положение солнечного зайчика, через определенное время измеряют, на какое расстояние он передвинулся.) Презентацию подготовилаУчитель физики и математики Азовского УВК «ОШ I-III ступеней- гимназия»Исмаиловой А.С