Сжатое изложение по тексту Паустовского К.Г
Урок русского языка в 9 классе в формате подготовки к ГИА. Сжатое изложение по тексту К. Г. Паустовского. Приёмы работы с текстом. Внимательно прослушайте текст и определите его главную мысль.Выделите ключевые слова и определите, какое из них могло бы стать заголовком текста. Какое ключевое слово или выражение вы выбрали бы в качестве названия? Почему?Выделите микротемы (работа в группах). Из скольких абзацев состоит текст? Озаглавьте каждый абзац. План. 1. Возвращение с рыбалки. 2.Тихий закат.3. Запела молодая женщина.4. Запели охотники.5. Необыкновенный голос.6. Слёзы восхищения. Приёмы сжатия текста. 1. Составление плана.2. Сокращение отдельных членов предложения.3. Выделение ключевых понятий путём подчёркивания.4. Установление между ключевыми понятиями смысловых связей.5. Составление сложного предложения из слияния простых.6. Разделение сложного предложения на простые.7. Перевод прямой речи в косвенную.8. Пропуск предложений с описаниями, рассуждениями.9. Исключение имён собственных.10. Составление осложнённого предложения из нескольких простых. 1. Возвращение с рыбалки. Определите приёмы сжатия. Однажды мы возвращались с рыбалки в товарном вагоне маленького поезда. В вагоне было много народу: женщины с кошёлками ягод и грибов, небритые и оборванные охотники. Сначала женщины разговаривали о своих делах, но вскоре, вздохнув, замолчали. 2.Тихий закат. Из двух предложений составьте одно, используя приём 5 (работа в парах). Из окна поезда люди любовались тихим закатом, слушали птичье щебетанье, которое даже шум поезда не мог заглушить. 3. Запела молодая женщина. Из двух предложений составьте одно, используя приём 5 ( индивидуально). Самая молодая женщина, воодушевившись, запела простую рязанскую песню, и кое–кто из женщин стал ей подпевать. 4. Запели охотники. Сократите предложение 4 абзаца, используя приём 7 (перевод прямой речи в косвенную). Когда женщины замолкли, один из охотников предложил своему спутнику тоже спеть. 5. Необыкновенный голос. Самостоятельно сократите 5 абзац, выбрав один из указанных приёмов. Все были очарованы необыкновенным голосом одного из охотников, который лился широко и свободно. (приём 5) 6. Слёзы восхищения. Прочитайте 6 абзац. Подчеркните ключевые понятия этого предложения, установите между ними смысловые связи. Женщины, женщина, никто; слушали, заплакала, не обернулся; слёзы восхищения Женщины слушали певцов. Самая молодая заплакала, но никто не обернулся, потому что это были слёзы восхищения. Слёзы восхищения. Однажды мы возвращались с рыбалки в товарном вагоне маленького поезда. В вагоне было много народу: женщины с кошёлками ягод и грибов, небритые и оборванные охотники. Сначала женщины разговаривали о своих делах, но вскоре, вздохнув, замолчали. Из окна поезда люди (Они) любовались тихим закатом, слушали птичье щебетанье, которое даже шум поезда не мог заглушить. Самая молодая женщина, воодушевившись, запела простую рязанскую песню, и кое–кто из женщин стал ей подпевать. Когда женщины замолкли, один из охотников предложил своему спутнику тоже спеть. Все были очарованы необыкновенным голосом одного из охотников, который лился широко и свободно. (Все были очарованы необыкновенным голосом охотников). Женщины слушали певцов. Самая молодая заплакала, но никто не обернулся, потому что это были слёзы восхищения.(Самая молодая заплакала, но никто не обернулся: это были слёзы восхищения). Слёзы восхищения. Однажды мы возвращались с рыбалки в маленьком поезде. В вагоне было много народу: женщины с кошёлками, небритые и оборванные охотники. Сначала женщины разговаривали о своих делах, но вскоре замолчали. Они любовались тихим закатом, слушали птичье щебетанье, которое даже шум поезда не мог заглушить. Самая молодая женщина, воодушевившись, запела простую рязанскую песню, и кое–кто из женщин стал ей подпевать. Когда женщины замолкли, один из охотников предложил своему спутнику тоже спеть. Все были очарованы необыкновенным голосом охотников. Женщины слушали певцов. Самая молодая заплакала, но никто не обернулся: это были слёзы восхищения.