презентация урока 11 классАнализ гипотез о происхождении человека на земле


Анализ гипотез происхождения человека11 класс МОУ Салмановская СШУчитель биологии:Кузнецова Т.В. Цель урока: сформировать представлений о приоритетности научных взглядов по вопросам происхождения человека Задачи урока: обобщить знания об эволюции, понять законы антропогенеза, доказать несостоятельность религиозной точки зрения о происхождении человека; развить коммуникабельность, умение аргументированно представить и защитить свою точку зрения; развить толерантное отношение к вероисповеданиям, уважение позиции оппонента, умение находить компромиссы. От кого же, мы всё же произошли? Наш урок мы проведем в форме научной дискуссии Первое слово предоставим нашим независимым экспертам Группа «Религия» Жизнь - из космоса Наука Факт эволюции запечатлен в страницах «каменной летописи», в слоях земли разной древности, хранящих ископаемые остатки живых существ. Ископаемые останки древних обезьян и первых людей чрезвычайно немногочисленны. Они не хоронили своих близких, а в кислой почве влажного тропического леса кости очень быстро растворяются. Вероятность сохранения была выше только в областях интенсивного вулканизма, когда жертв извержения вулкана засыпало пеплом или заливало грязевыми потоками. Именно там было найдено большинство свидетельств эволюции человека. В книге "Происхождение человека и половой отбор" (1871) Дарвин обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Чарльз Роберт Дарвин(1809-1882) Древние предки человека были покрыты шерстью, имели подвижные, заостренные уши, хвост. Жили они на деревьях. Как же шло формирование современного человека? Какими были его предки? Dryopithecinae - это ранние человекообразные обезьяны, которые, вероятно, появились в Африке в миоцене и пришли в Европу во время пересыхания доисторического моря Тетис. Человек умелый (Homo habilis) Этот наш предок был назван Homo habilis - человек умелый. Не все антропологи разделяют такое мнение, многие полагают, что "человек умелый" был всё ещё австралопитеком. Первые разумные люди существенно отличались от нас. Обычно их называют неандертальцами, по месту одной из первых находок, но правильнее их называть древними людьми - палеоантропами. Сначала палеантропов не признавали предками человека. Но находки множились, их находили по всей Европе (на север они, по-видимому, доходили до бассейна реки Печоры), в Африке (от Алжира до Кейптауна), в Передней и Средней Азии, в Китае и на острове Ява. Не проникли они, как и аркантропы, лишь в Америку и Австралию. представитель одной из групп ископаемых первых людей современного вида, живших в конце каменного века по всей Земле. Ископаемые остатки кроманьонцев найдены в гроте Кро-Маньон (Франция). Социальной организацией кроманьонцев было родовое общество. Кроманьонец - Вот так, по мнению ученых, выглядели наши давно исчезнувшие родственники. Как видите, наши предки постепенно становились выше и чем дальше, тем меньше походили на обезьян. На этом уровне биологическая эволюция человека завершилась. Прежние механизмы антропогенеза перестали действовать. Чарльз Дарвин, основоположник эволюционной теории Переходная форма между обезьяной и человеком Этапы антропогенеза Атавизмы рудименты мы считаем доказательством происхождения человека от животных Что такое рудименты, уважаемые ? Это остатки признаков наших предков, т.е. у наших предков этот орган функционировал, а сейчас утратил первоначальное значение. Сходство скелета человека и человекообразных обезьян (горилла, орангутанг, гиббон). Сходство головного мозга человека, шимпанзе и орангутанга Сходство стадий эмбрионального развития позвоночных (рыба, амфибия, рептилия, млекопитающие и человек) Интересные книги о происхождении человека и мира Независимые эксперты Видеоматериал Контроль знаний Т Е С Т Кто из представителей рода человек не являлся таковыма) дриопитек; в) рамапитек;б) питекантроп; г) австралопитек. Какие гоминиды расселялись по всем континентам:а) неандертальцы; в) синантропы;б) питекантропы; г) кроманьонцы. 3. Почему человек прямоходящий перестал зависеть от климата:а) получал огонь; в) выделывал шкуры;б) жил в пещерах г) жил в тёплом климате. 4. Что помогало древним людям охотиться на очень крупных животных:А) наличие орудий; в) одомашнивание собак;Б) коллективная охота; г) добывание огня. ОТВЕТЫ: 1. В 2. Г 3.А 4.Б Составьте схему Положение человека в системе органического мира 1 - род человек2 - отряд Приматы3 - тип Хордовые4 - вид Человек разумный5 - класс млекопитающихЗа каждый правильный ответ – 1балл Ключ1 – тип Хордовые2 – класс млекопитающих3 – отряд Приматы4 – род человек5 – вид Человек разумный Умение находить альтернативную и дополнительную информацию. Человеческие расы и их происхождение.Задание:Определи, о какой расе идёт речь. Если информации недостаточно, используй дополнительную информацию и построй верное высказывание.Эта раса характеризуется широким носом и тёмными волосами. Ответ: По данному отрывку трудно определить, о какой расе речь. Если речь идёт о негроидной расе, то умозаключение будет следующее: Негроидная раса характеризуется тёмным цветом кожи, курчавыми, спирально закрученными тёмными волосами (на голове и теле), широким и мало выступающим носом, толстыми губами.Если речь идет о монголоидной расе, то умозаключение будет следующее: Монголоидная раса отличается смуглой или светлой кожей, прямыми и достаточно жесткими тёмными волосами, мало выступающим, широким носом, уплощённой формой лица, заметными скулами, выступающими вперёд губами, узкой глазной щелью. Оценка в баллах:5 баллов – умеет найти недостающую информацию и построить оба верных умозаключения.4 балла – умеет найти недостающую информацию и частично строит верное умозаключение.3 балла – дополняет высказывание, но не достаточно.2 балла – не умеет найти дополнительную информацию. Оценки: 14 -13 б – «5»12 – 10 б – «4»9 –8 б - «3» Д/ЗОписать и представить результаты своей работы.Задание: Составь 6 вопросов в виде тестовых заданий с вариантами ответов по теме «Происхождение человека». Интересные книги о происхождении человека и мира. Подведение итогов урока- достигли мы поставленной цели?- что было самым важным для вас?Ваше отношение к уроку Синквейн 1 строка – одно ключевое слово2 строка – два прилагательных3 строка - три глагола4 строка – фраза из четырёх слов5 строка – одно слово- итог. Рефлексия: с каким животным ассоциируется ваше деятельность на уроке?