Интерактивные дидактические игры «Угости друзей», «Магазин», «Угости зайца» в рамках внедрения УМК
Использование материалов УМК при формировании языковой средыМодернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы. Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г. , в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческими группами, созданными Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан. В связи с новыми подходами в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики, творческими группами городов Казань и Набережные Челны были разработаны:1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык», творческая группа под руководством Гаффаровой Сабили Муллануровны;2 комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», творческая группа под руководством Зариповой Зифы Мирхатовны, Кидрячевой Р. Г;3 комплект – по обучению татароязычных детей родному языку «Туган телдә сөйләшәбез», творческая группа под руководством Хазратовой Файрузы Вакилевны, Зариповой Зифы Мирхатовны;4 комплект – для детей подготовительной к школе групп «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып» (для татароязычных детей) автор Шаехова Резеда Камилевна, пособие «Раз – словечко, два - словечко» (занимательное обучение татарскому языку) автор Шаехова Резеда Камилевна.
Для обучения в детских садах был составлен учебно-методический комплект (УМК), куда вошли:1. Материалы для обучения:1.1 Рабочие тетради для детей.1.2 Методические рекомендации и пособия для воспитателей.2. Материал для формирования языковой среды:2.1. Сборники детских художественных произведений для воспитателей и родителей2.2. Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы)2.3. Комплекты видеоматериалов (телепередачи, учебные мультфильмы:а) переведенные с русского языкаб) вновь созданные на татарском языкеПособие УМК направлено на воспитание интереса к овладению двум языкам развитию активной и пассивной речи и адресовано воспитателю детского сада.Специально для новой программы было разработано: Мультимедийные ресурсы нового поколения для изучения детьми татарского языка:Осуществлен перевод 8 мультфильмов на татарский язык;Разработаны 5 мультфильмов на татарском языке (объединение «Татармультфильм»);Разработано содержание 45 анимационных сюжетов;Разработаны 8 познавательно-развлекательных телевизионных передач «Әкият илендә», для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи, которые будут транслироваться по воскресеньям 9.30. на канале «ТНВ». Новый проект предоставляет собой возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, начиная с самых его азов.Тиражирован комплект из трех дисков: музыкальные сказки на тат.яз - «Африка хикмәтләре», «Сертотмас үрдәк», «Бардым күлгә, салдым кармак...» детские песни на тат.яз. – «Бииләр итек-читекләр»;Разработаны аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий «Шома бас» (29 мелодий);Созданы мультипликационные фильмы на татарском языке:
Творческая группа под руководством З.М.Зариповой разработала УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Проект состоит из трех частей : “Минем өем” (для средней группы), “Уйный-уйный үсәбез” (для старшей группы), “Без инде хәзер зурлар — мәктәпкә илтә юллар” (для подготовительной к школе группы).Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению состовлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски”, предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества. Ниже приведены некоторые тесты, которые основаны на задания из рабочей тетради для детей 5-6 лет, но чуть видоизмененные.
Угости! Сыйла!Игра помогает детям закреплять слова татарского языка, пройденные при усвоении рабочей тетради, правильно употреблять его в словосочетании, в предложении, выйти на общение, на предложенную тему по образцу воспитателя. Сопутствующие вопросы : “Бу кем?”, “Бу нәрсә?” и т.д.
Әти, мә чәй, эч!
r
r
r
r
r
r
Ошибка! Повтори еще раз!
Молодец!
Әни, мә алма, аша!
r
r
r
r
r
r
Ошибка! Повтори еще раз!
Молодец!
Бабай, мә сөт, эч!
r
r
r
r
r
Молодец!
Угости зайцев! Куяннарны сыйла!Игра позволяет ребенку закрепить темы на определение количества предметов. Сопутствующие вопросы: «Бу нәрсә?», «Ничә кишер?», «Ничә алма?»
Куян, мә бер кишер, аша!
Ошибка! Повтори еще раз!
Молодец!
Куян, мә дүрт алма, аша!
Ошибка! Повтори еще раз!
Молодец!
Магазин. Кибет. При помощи этой игры дети смогут закрепить названия одежды на татарском языке, выйти на общение, на предложенную тему и повторить цвета. Сопутствующие вопросы: «Бу кем?», «Бу нәрсә?», «Нинди күлмәк?», «Нинди чалбар?»
Кыз, мә зәңгәр күлмәк, ки!
Ошибка! Повтори еще раз!
Молодец!
Малай, мә кызыл чалбар, ки!
Ошибка! Повтори еще раз!
Молодец!