Презентация к проекту Влияние ручья Сарыбулак на экологию реки Есиль 
Матасова Екатерина, ученица 4 «Б» класса СШ № 36Березин Никита, ученик 4 «Б» класса СШ № 36Агаркова Нина Борисовна, руководитель проекта, учитель начальных классов СШ № 36
 Влияние ручья Сарыбулак на экологию реки Есиль
Цель:  изучить влияние воды ручья Сарыбулак на воду в реке Есиль, выявить наиболее актуальные проблемы ручья и привлечь внимание общественности  столицы к экологии  реки.
Задачи: показать важность воды для живой природы;узнать историю ручья Сарыбулак;выявить наиболее актуальные проблемы ручья;обратить внимание школьников, жителей нашего города на проблему ручья;провести опрос населения;провести практическую работу по определению запаха, цветности и мутности воды;привлечь внимание общественности  столицы к экологии  ручья;проводить экологические субботники 
Гипотеза.  Предположим, что ручей Сарыбулак,  впадая в главную реку города – Есиль,влияет на чистоту воды в реке.
                              Методы работы: работа с литературой; сбор материала по данной теме;  наблюдение за ручьём Сарыбулак;анкетирование;эксперимент;математический расчёт;  сравнение, анализ, выводы.
Самое распространенное   веществоВода - один из природных ресурсов, который непосредственно влияет на здоровье человека.      К водным проблемам относится нерациональное использование водных ресурсов. Мы берем воду чистой, а сбрасываем обратно  загрязненной. 
По какой реке плыть,              ту и воду питьРека в городе – это положительное влияние на здоровье человека. Чистая вода испаряется - выпадают чистые осадки. А испарения грязной воды приводит к различным заболеваниям  дыхательной системы, аллергиям , кишечным инфекциям, вирусному гепатиту «А», вирусному менингиту и другим заболеваниям. 
Интересный факт: речная вода имеет одну очень важную особенность – она самоочищается. Путём естественных биохимических реакций и процессов, которые непрерывно протекают в реках, регулируется концентрация загрязняющих веществ и уменьшается их количество. Самое удивительное вещество
Ручей Сарыбулак: краткое описание               Ручей  Сарыбулак известен давно. Он образовался из подземных родников, которые встречаются во многих местах. Своё начало ручей берет в степи северной части города и впадает в реку Есиль.Его путь составляет  2,8  километров по степи;  3,3 км по промышленной зоне вдоль железной дороги и под железнодорожными путями; 2,5 км в жилой зоне между улицами Карасай батыра и  Конституции, далее до проспекта Тлендиева  по частному сектору, 1,9 км от Проспекта Тлендиева до реки Есиль (Ишим) вдоль новостроек , заброшенных гаражей и дач. 
 Территория города Астаны расположена в засушливой зоне. Гидрографическая сеть города представлена единственной рекой Есиль, протекающей в его южной части, и её притоками -  Сарыбулак и АкбулакЭкологическое состояние реки Есиль
 Ручей Сарыбулак  - правый приток реки Есиль  оказывает значительное влияние на химический состав воды в реке, особенно в паводок. Ширина ручья от 5 до 10 метров весной, от 5 метров до 50 см летом. Сарыбулак протекает через промышленную зону и частный сектор, где отсутствует сеть ливневой канализации. Ручей зарос камышом, захламлён мусором. Летом в ручье происходит гниение всего того бытового мусора, который сбросили в реку. 
Экспедиции вдоль русла ручьяЗдесь ручей впадает в реку Есиль14.04.15 г Ширина ручья 15 м20.05.15 г Ширина ручья 80 смЭкологический патруль СШ № 36
Река Есиль и её приток Акбулак, по качеству воды относятся ко второму классу.  При впадении ручья Сарыбулак в реку Есиль качество воды ухудшается со 2-го до 3-го класса. Причина - сброс промышленных и бытовых отходов,  мойка грузовых и легковых автомашин.
Люди сами загрязняют ручей, на берегах которого живутВот так нечистоты попадают в ручей
СТО по улице Тлендиева. Разводы мазута на поверхности
Поход к устью ручьяЗдесь ручей впадает в реку Есиль
Методы исследования. Органолептические методы.Эксперимент А. Определение температуры  воды  Температуру воды измеряем водным термометром1 точка. Измеряем температуру воды под мостом №1. 23.04.15г. Время 16.00, температура воды 10 градусов.2 точка. Измеряем температуру воды под мостом №2  23.04.15г.  Время  16.30, температура 10 градусов. 
Эксперимент Б. Определение запахаПроба №1(отстоявшаяся вода)  имеет запах илистый слабый, он замечается, если обратить на него внимание, что соответствует  2 баллам  (ГОСТ3351).Проба №2 (мутная вода) имеет  запах гнилостный отчетливый. Запах обращает на себя внимание и соответствует 4 баллам (таблица). (ГОСТ3351). 
 Эксперимент В. Прозрачность водыОпытным путем было установлено, что видимость шрифта изменилась в воде пробы  №1 (отстоявшаяся)  на высоте 33 см, а в воде пробы №2 (мутная) на высоте 20 см. 
Эксперимент Г. Определение цветности водыМутная вода желтого цветаПроба №2Отстоявшаяся вода бесцветнаяПроба №1Цветность воды характеризуют качественно по степеням: бесцветная, слабо-желтоватая, светло-желтоватая, желтая, интенсивно-желтая.      Результаты работы.    Проба №1 (отстоявшаяся) бесцветная, а проба №2 (мутная) желтого цвета)
Мутность воды характеризуют качественно по степеням: прозрачная, слабо опалесцирующая, опалесцирующая, слабо мутная, мутная, очень мутная.  Результаты работы.Проба №1 – вода слабо опалесцирующая (почти чистая)Проба №2 – вода мутная  Эксперимент Д. Определение мутности водыПроба №1 – вода почти чистаяПроба №2 – вода мутная
{69C7853C-536D-4A76-A0AE-DD22124D55A5}№показатели1 точка2 точка1температура10 С10 С2запахслабыйгнилостный отчетливый3цветностьбесцветныйслабо-желтая4мутностьслабо -опалесцирующаяслабо-мутная5прозрачностьвидимость 33смвидимость 20 смПеречень показателей качества воды в ручье Сарыбулак
Одна из самых важных характеристик воды – рН, то есть показатель уровня концентрации ионов водорода. Чем ниже рН, тем кислее вода, а чем он выше, тем более щелочную реакцию она имеет.    Вода отстоявшаяся из ручья  -  рН – 7,0.      Вода мутная  - рН – 7,0     Минеральная вода – рН 5,0 кислая среда,  можно пить    в ограниченном количестве.Вывод: Кислотность воды соответствует норме. Возможно, воду из ручья можно пить, но необходимо проверить и другие нормы для питьевой воды.Химические исследования состава водыГотовимся к исследованиюПроверяем отстоявшуюся водуКислотность воды соответствует норме Исследование  №1. Определение кислотности воды
Исследование  №2.Определение качества воды по сухому остатку.Вывод: исходя из массы сухого остатка качество воды в ручье не соответствует нормам. Вес пустой чашкиПроводим выпаривание водыНаконец-то получили сухой остаток
Для определения хлоридов используется 10% раствор нитрата серебра. Мы взяли три пробирки с пробами и добавили по 3 капли раствора нитрата серебра. В пробах из ручья выпал белый объемистый осадок. Вывод: в воде ручья (отстоявшейся и мутной)  высокая концентрация хлоридов.  Исследование №3.Определение хлорид-ионов 
{69C7853C-536D-4A76-A0AE-DD22124D55A5}Характер осадка или мутиКонцентрация хлоридовОпалесценция или слабая муть1 – 10Сильная муть10 -50Хлопья, которые осаждаются не сразу50 -100Белый объемистый осадок>100Приближенная количественная оценка качества воды
Исследование №4 Определение сульфат-ионовВыводы: Повышенная концентрация сульфатов (сильная муть, быстро оседающая)  может быть связана со сбросом сточных вод, содержащих органические и неорганические соединения.   В ходе исследования было установлено, что вода из ручья Сарыбулак непригодна  для питья.Подготовка к исследованиюИсследование воды из ручьяИсследование минеральной водыСравнение результатов
{69C7853C-536D-4A76-A0AE-DD22124D55A5}Характер осадка или мутиКонцентрация сульфатовОтсутствие мути< 5Слабая муть, появляющаяся через несколько минут5 - 10Слабая муть, появляющаяся сразу же после добавления хлорида бария10 -100Сильная муть, быстрооседающая>100
      Анкетирование.В анкетировании приняло участие 60 человек: учащиеся 2 «Б», 4 «Б», 6 «Б» и 9 «Б» классов. Результаты анкетирования отражены в диаграммах.
                                 Уважаемые жители !    Вы проживаете рядом с ручьём Сарыбулак.    Просим Вас не бросать в реку и на берег мусор,     не мыть машины и не сливать в реку нечистоты.    Маленькие ручьи  впадают в реку, река в море, а     море в океан. Следовательно,     если мы засоряем маленький  ручеек, значит,     мы засоряем океан и всю нашу Землю.     Вода – самое важное вещество на Земле, ценнейший    природный  ресурс.     Без воды невозможно существование  живых организмов.     Помните! Вода – наше богатство.  Берегите воду!                                                                                                 Экологический патруль СШ № 36Работа с населением и учащимися нашей школы.Текст обращения к жителям нашего района
Учащиеся нашей школы проводят экологические субботники на берегах ручья.
 Обращение к акиму Если бы мы были главой района, то:- запретили бросать  мусор на берегу ручья-установили бы видеокамеры ;- устроили трудовой десант всех жителей, проживающих  на берегу ручья  Сарыбулак, чтобы убрать весь мусор, посадить деревья и сделать нашу речку такой, какой помнят её старожилы;- расчистили бы родники;- построили бы детский пляж, что бы летом в пришкольном лагере мы могли ходить купаться;- расчистили бы ручей от водорослей и ила и пустили мальков рыб, которые любят мелкие речки;- отремонтировали бы все трубы, чтобы вода не текла без пользы.
Ответ акима
Заключение Мы узнали много нового, интересного о ручье Сарыбулак. Убедились в том, что большие реки начинаются с маленьких ручейков. Наш маленький ручеек Сарыбулак доходит до реки Есиль, которая впадает в реку Иртыш, а эта река доносит свои воды до  реки Обь, а затем в Карское море, а далее в  Северный Ледовитый океан.
Выводы Наше предположение подтвердилось: ручей Сарыбулак отрицательно влияет на главную реку нашей Астаны – Есиль. Обследовав ручей от моста у железной дороги  до самого устья, мы отметили, что ручей во многих местах чистый и прозрачный, у воды нет запаха. Там, где жители выливают в реку нечистоты, вода имеет неприятный запах, она грязная, заилена. Особенно грязной оказалась вода в районе станции технического обслуживания по улице Тлендиева. 
Предложения:Для улучшения качества ручья Сарыбулак необходимо: Прекратить сброс в реку сточных бытовых и промышленных вод без их очистки; развивать систему малых очистных сооружений и биологических методов очистки бытовых стоков. Провести паспортизацию всех предприятий  и источников  загрязнения. Провести мероприятия по расчистке русла.Обустроить береговые зоны.
Люди! Давайте будем   беречь воду!
Спасибо за внимание!