Презентация к уроку «Создание проблемных ситуаций на уроке русского языка и пути их решения» .
Использование проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. Азарскова К.И.учитель начальных классов МБОУ-СОШ №6 ст. Тбилисской. 2015 год Сущность понятия «проблемная ситуация» Как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений?« Не давать детям информацию в готовом виде, а работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания» Кредо учителя, работающего по технологии проблемного обучения Чем отличается традиционный урок от проблемного? Традиционный урокПроверка д/з учеников учителем2. Объявление темы учителем.3. Объяснение темы учителем.4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок1. Создание проблемной ситуации учителеми формулирование проблемы учениками.2. Актуализация учениками своих знаний.3. Поиск решения проблемы учениками.4. Выражение решения.5. Применение знаний учениками. Этапы возникновения проблемной ситуации возникновение проблемной ситуации,осознание сущности затруднения и постановка проблемы,нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,доказательство гипотезы,проверка правильности решения проблем. проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности. В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть: Приемы создания проблемной ситуации С удивлением 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. (Что удивляет? Что интересного заметили? Какие видите факты?)2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием (Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы еще не знаем?) Рассмотрите картинки:
Заглавная буква в именах собственных. 2.Задайте вопрос к нижним картинкам.3. Чем эти слова отличаются 4Сформулируйте тему урока. 1. Задайте вопрос к верхним картинкам. Приемы создания проблемной ситуации 1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. (Вы смогли выполнить задание?В чем затруднение?)2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. (Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущие?) С затруднением Имя существительное Дается цепочка слов:Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва.1. Можно ли среди этих слов выделить две группы?2. Если можно, то, по какому принципу? (по написанию) .Вывод: одни слова с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?3. В какие группы можно определить?A) по именам;Б) название городов, рек;B) клички животных.4. На какой вопрос отвечают все эти слова.Вывод: имена собственные - отвечают на вопрос что? кто? - это существительные. Имена людей и клички животных отвечают на вопрос кто? Все остальные имена собственные отвечают на вопрос что? Работа в парах Чередание согласных в корне -Детям предлагается выполнить упражнение 110 самостоятельно.Какой корень вы выделили? (карто)У всех получилось так?Давайте вспомним правило, что такое корень. Решаем проблему, открываем новые знания Снежок, снежинка, снеговик, снежный Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег Дружок, подруга, дружный, дружить, друзьяПопробуйте произнести все эти слова с корнем друг Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах?Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его.Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился?Какой вывод можно сделать на основе наблюдений? Какие результаты приносит технология проблемного обучения? «Дети- полноценные участники образовательного процесса. Свободно выражают своё мнение. Самостоятельно, при зорком наблюдении учителя, решают задачи. Это и есть учение с увлечением» «На традиционном уроке большинство школьников чувствуют себя скованно, напряженно, неуверенно. Здесь же работают на интересе, радуются своим открытиям, поэтому эту технологию можно считать ещё и здоровьесберегающей технологией» «Интерес к текущему уроку переходит в интерес к обучению вообще. Дети учатся не ради пятёрок и наград, а ради того, что им интересно. Они готовы к новому. Дети не замечают, как промчался урок» Китайская мудрость.Конфуций. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать это самому. Это будет моим на всю жизнь.