Презентация по русскому языку на тему Организация дифференцированной работы на уроках русского языка как средство повышения грамотности обучающихся


Организация дифференцированной работы на уроках русского языкакак средство повышения грамотностиобучающихся Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ Красночабанской СОШ № 14 Рыганцева Н.Н. Успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка.Опыт показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными. Цели и задачи дифференцированного обучения:  Цель: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.Задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Планируемый результат создаётся психологически комфортная для учащегося среда (ситуация успеха), появляется чувство уважения к себе и к окружающим, предоставляется возможность и право выбирать тот уровень усвоения знаний, который соответствует его способностям. Дифференцированный подход играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса, так называемых словарях «Пиши правильно». В каждом из последующих классов количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных и систематических упражнений, которые связываются со всеми видами работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой – изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений способствует активизации словаря младших школьников. Чтобы добиться грамотного письма, я использую разнообразные методы, приемы, способы, которые являются эффективными для прочного запоминания грамотного написания слов с непроверяемыми написаниями. Предлагаю вам познакомиться с рядом заданий на основе словарных слов из сводного словарика (1. 2, 3, 4 классы), которые я включаю в ход уроков в 4 классе. Игра «Распутай слова» Вот так горе, вот беда! Как запутались слова. Все они из двух (трёх) слогов Кто помочь словам готов? 1 уровень: составить слова из двух слогов мед порт ведь паль мет рет ро то (медведь, пальто, метро, портрет)2 уровень: составить слова из трёх слоговбе ка ло ран со мо кол ре даш ко ка за ба лек тив(береза, карандаш, молоко, собака, коллектив)Кроме повторения правописания словарных слов такая работа послужит повторению и отработке правила переноса слов. Выбор слов из словарика по определённому заданию 1 уровень: Найди слова- названия дней недели и месяцев, запиши их по порядку.2 уровень: Найди в словаре синонимы к данным словам, запиши их.Изображение – (рисунок, картина, портрет, пейзаж)Дети – (ребята)Дело, занятие – (работа)Холод – (мороз)Отряд, группа – (коллектив)Разговор – (беседа)Люди – (народ)Шаль – (платок)Выполняя такую работу, систематизируем знания о словах синонимах, омонимах, антонимах. Списывание с заданием Прочитайте слова, автом….биль к…л…ндарь к…рабльмеб…ль м…дведь м…рковь т….традь акв…рель1 уровень: запишите их, вставляя пропущенные буквы, затем проверьте по словарику правильность работы, укажите род и склонение.2 уровень: запишите слова в форме единственного числа родительного падежа, проверьте по словарику, правильно ли вставили пропущенную букву; выделите окончания. Сделайте вывод об окончаниях существительных 2 и 3 склонения в родительном падеже. дежурить завтракать морозить обедать оборонятьпобеждать ужинать дежурный завтрак мороз обед оборона победа ужин Словарный диктант Слова: «беседа, дежурный, завтрак, мороз, обед, победа, ужин» записать в столбик на доске 1 уровень: предложенное слово2 уровень: от предложенного слова образует начальную форму глагола. (обучающиеся работают одновременно) Определите спряжение глаголов. Запишите их в форме 2 лица ед. ч, выделите окончание, запомните написание. пенальчик рисуночек платочек телефончик зайчик вагончик песочек пенал рисунок платок телефон заяц вагон песок Словарный диктант с заданием Записать на доске в столбик слова «пенал, рисунок, платок, телефон, заяц, вагон, песок» 1 уровень: Запиши предложенное слово.2 уровень: образуй при помощи суффиксов новое слово с уменьшительно-ласкательным значением. (Обучающиеся работают одновременно) Наблюдение над написанием суффиксов –чек -чик –ик -ек . Доказать правильность написания суффиксов. автобус инженерРодина перрон портрет трамвай агроном Россия вагон рисунок автомобиль профессия Отечество вокзал карандаш Наблюдение над рядом слов Прочитайте слова в каждой строчке. Подумайте, что объединяет эти слова.Постарайтесь запомнить слова, учитывая их общее свойство. После этого на экране остаётся один столбик. Запишите слова по памяти, прочитав первое слово каждой строки.1 уровень: можно просто списать слова первого столбика или записать столько, сколько запомнили.2 уровень: запишите все слова.Проверка написания слов. Использование выше перечисленных и других упражнений творческого характера способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми орфограммами, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. разнообразные задания в работе над словами с непроверяемыми написаниями, активизируют деятельность детей, повышают интерес к овладению богатствами родного языка,воспитывают внимание к слову. В результате увеличивается количество положительных отметок, растет интерес к русскому языку.